Применение новых информационных технологий в сфере образования Белгородской области продиктовано необходимостью оперативного производства, мониторинга и использования информации для реализации задач образования и науки Белгородчины, ростом требований к качеству образования и его соответствия современному уровню. Это требует поиска новых форм и способов обмена информацией между субъектами образовательной среды, оперативного отслеживания конъюнктуры образовательного рынка, обеспечения доступа к федеральным и международным образовательным информационным ресурсам.
В качестве первоочередных направлений в сфере информатизации образования Белгородской области можно выделить следующие:
- создание единой информационной образовательной среды, интегрируемой в общероссийское и мировое информационное образовательное пространство;
- создание и тиражирование учебных информационных ресурсов для учреждений образования всех уровней;
- создание и развитие областных АИАС в сфере образования, обеспечение их совместимости и взаимодействия с федеральными и мировыми информационными системами;
- предоставление преподавателям и учащимся образовательных информационных услуг, преодоление информационного неравенства участников образовательного процесса, особенно в сельской местности;
- создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование образовательных информационных ресурсов (ОИР) и доступ к ним.
- сопровождение процесса информатизации образования области исследованиями социологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.
Для создания БИОС должны осуществляться государственные инвестиции в инфраструктуру информатизации образования, формироваться государственный заказ на специализированные образовательные информационные услуги (для молодежи, предпринимательства, рынка труда и др.), нормативное регулирование цен на услуги связи, содействие формированию областного образовательного сегмента глобальной сети Интернет.
Единая БИОС представляет собой совокупность образовательных информационно-аналитических систем, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, управляющих образовательными информационными ресурсами посредством телекоммуникационной среды как технологической основы транспортировки образовательными информационными ресурсами.
Белгородская информационная образовательная среда имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех учреждений образования и органов управления образованием действующих на территории области.
Современное состояние компьютерных и коммуникационных технологий в Белгородской области позволяет поставить важнейшую социально-экономическую задачу по созданию интегрированной АИАС "Белгородский информационный образовательно-научный портал". Создание БИОС следует рассматривать как важнейший фактор развития области, роста деловой и интеллектуальной активности населения, укрепление авторитета области в российском и международном образовательном сообществе.
На рисунке 1 представлена трехуровневая схема взаимосвязей информационных образовательных сред (ИОС): федеральная информационная образовательная среда (ФИОС) - Белгородская информационная образовательная среда (БИОС) - районная информационная образовательная среда (РИОС). На разных образования и управления система должна предоставлять пользователям различные информационно-аналитические материалы. На муниципальном (городском, районном) уровне информация зачастую необходима в разрезе отдельных учебных заведений, на региональном - информация классифицируется как в разрезе сферы образования области как в целом, так и в разрезе отдельных городов и районов, на федеральном - информация собирается по отраслевому, территориальному признакам и в разрезе конкретных проблем.
С технической стороны, БИОС представляется как совокупность программно-аппаратных средств, коммуникационных сетей, прикладной информации о предметной области, организационно-методического обеспечения и предполагает:
- разработку стандартов и других нормативных документов, обеспечивающих развитие информатизации образования области в соответствии с федеральными стандартами;
- отработку вопросов интеграции ОИР, систематизацию и упорядочение информационных потоков, согласование протоколов обмена информацией субъектов пространства для создания БИОС;
- эффективное использование современных информационных Интернет-технологий во всех сферах учебной, научной, административно-управленческой и других сферах жизнедеятельности;
- организационно-технические мероприятия по сбору, обработку и передаче достоверных данных между субъектами БИОС;
- интеграцию БИОС в российское и мировое информационное образовательное пространство;
- наполнение БИОС базами данных различного назначения и организация их связи с базами данных соответствующих министерств и ведомств;
- включение в систему дистанционного образования в рамках Федеральной программы дистанционного образования России;
- учебно-методическое обеспечение БИОС;
- создание единого образовательного телекоммуникационного узла БИОС с выходом в Интернет.
Сформулированные положения могут быть достигнуты только за счет создания единой технологической системы, которая станет структурно-образующим ядром Белгородской информационно образовательной системы.
Проведение согласованной технической политики участников БИОС в части использования средств компьютерной техники и информационных технологий, выбора технических и программных средств позволит сформировать организационные структуры и выбрать механизмы проектирования и поэтапного внедрения АИАС участников в БИОС, упорядочить вопросы технического, организационного и технологического обеспечения в области информатизации образования.
Организационная структура, регулирующая поведение субъектов информатизации образования в информационном, телекоммуникационном и экономическом пространстве области, должна быть адекватной действующим организационным структурам управления образованием области, способной достаточно быстро реагировать на постоянно меняющееся состояние информатизации области, оставаясь гарантом стабильности основных прогрессивных тенденций в информационной политике администрации Белгородской области.
Организационная структура управления процессом информатизации в качестве необходимых элементов должна включать структурные подразделения органов исполнительной власти, выполняющие функции Заказчика, и профильные структуры высших учебных заведений региона, прежде всего уполномоченных Министерством образования структур, а также общественных, профессиональных организаций и предпринимательских кругов.
Организационной основой развития белгородской информационной образовательной среды представляется создание организационных механизмов и структур как сети районных (городских) информационных образовательных центров, в состав которых войдут в качестве базовых;