Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


 3. Анализ состояния информатизации системы образования Белгородской области


В Белгородской области проводятся активно работы по реализации программы развития единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы, направленной на решение вопросов информатизации образования и, прежде всего, компьютеризации сельских школ, с целью решения социальных вопросов преодоления "информационного неравенства" сельских и городских школьников.

Основными трудностями создания БИОС является отсутствие, на данный момент, развитой телекоммуникационной среды, необходимость привлечения больших финансовых средств и специалистов высокого класса в области новых информационных технологий способных, с одной стороны, вести телекоммуникационные проекты, с другой стороны, готовить соответствующий персонал для сопровождения телекоммуникаций и информационного наполнения. Отсутствие развитой образовательной информационной инфраструктуры, базирующейся на системе автоматизации управления, не позволяет осуществлять эффективное управление системой образования Белгородской области и повысить роль общественной составляющей в ее управлении на самых разных уровнях - от школы до районных и областного управлений образования.

Отметим приоритетные цели реализации программы:

- улучшение материально-технического оснащения учреждений образования (на первом этапе - сельских школ);

- обеспечение доступа в Интернет и к информационным ресурсам науки и высшей школы;

- методическое сопровождение учебного процесса с помощью электронных средств поддержки, организация сервисных служб;

- подготовка и переподготовка кадров за счет внедрения комплекса инновационных разработок, обеспечивающих повышение эффективности использования средств вычислительной техники.

Достижение отмеченных целей в масштабах области невозможно без координации усилий всех заинтересованных сторон по выполнению комплекса научно-технических работ в учреждениях образования. Для выполнения указанных работ необходимо:

- разрабатывать и реализовывать инновационные проекты, направленные на приоритетное решение проблем развития образования, придавая особое значение скорейшему оснащению всех сельских школ компьютерной и периферийной техникой, сетевым и телекоммуникационным оборудованием;

- внедрять интеллектуальную собственность вузов Белгородской области (разработанные информационно-аналитические системы, СУБД, сетевые и телекоммуникационные проекты (распределенная информационно-аналитическая система "Школа", информационный образовательно-научный портал Белгородской области "Интернет-Белогорье" и т.д.) в учреждениях образования Белгородского региона;

- разрабатывать территориальные нормативно-правовые документы в сфере информатизации образования и науки;

- повышать квалификацию и обеспечивать гибкую методическую поддержку преподавателей, в том числе, подготовку и переподготовку специалистов, необходимых для реализации программы развития единой образовательно-научной информационной среды.

При активном содействии Управления информационного обеспечения и делопроизводства, Департамента социальной политики, Управления образования и науки администрации Белгородской области в короткие сроки была предоставлена необходимая информация для разработки и реализации электронных баз данных по школам Белгородской области (на картографической основе).

С целью обработки и последующего анализа собранной статистической информации о состоянии образовательных учреждений всех уровней Белгородской области была разработана автоматизированная информационно-аналитическая система "Белгородский областной образовательно-научный портал", на основе которой была сформирована база данных, содержащая сведения о текущем состоянии системы образования Белгородской области (справочные данные об учебных заведениях области, состав обучающихся, количественный и качественный состав преподавательских кадров в разрезе государственных, негосударственных, городских, сельских учебных заведений). База данных позволяет оценить степень информатизации системы образования области на основе таких показателей как оснащенность компьютерным и периферийным оборудованием, состояние областной образовательной телекоммуникационной инфраструктуры, качественный и количественный анализ информационной подготовки педагогических кадров, наличия образовательных информационных ресурсов.

Разработанная автоматизированная информационно-аналитическая система "Белгородский информационный образовательно-научный портал" позволяет получать любую качественную и количественную информацию по состоянию системы образования области в зависимости от наличия априорной информации о состоянии объекта информатизации, в том числе, выводить различные количественные показатели и отношения, представлять требуемую информацию в виде диаграмм различных видов, в том числе с привязкой к картографическому представлению.

Формирование карты области с разбивкой по районам и выделением цветом в соответствии с данными из БД выполняется с помощью серверных компонентов. Цветом на карте выделено соотношение общего количества учеников на одного учителя по районам области.

В Приложении 1 показаны общие сведения о субъекте Российской Федерации - Белгородской области, качественные и количественные показатели в форме таблиц и диаграмм по количеству жителей в районах области и площади районов.

В Приложении 2 приведены общие сведения о состоянии собственно системы образования области и степени ее информатизации на момент выполнения проекта с привязкой к схеме области со всеми населенными пунктами, в которых имеются образовательные учреждения. С ведения представлены в разрезе области, административных образований, образовательных учреждений всех уровней и направлений с указанием численности учащихся и преподавателей и других соотношений и показателей, наиболее важных для решаемых в данном проекте задач.

В Приложении 3 дана общая характеристика системы образования для каждого административного образования области и степени ее информатизации с указанием официальной информации об органе управления образованием административного образования, перечнем учреждений образования всех уровней, расположенных на данной территории, данными об общем количестве учащихся и преподавателей, обобщенными сведениями о подготовке кадров и образовательных информационных ресурсах, а также имеющейся телекоммуникационной инфраструктуре.

В Приложении 4 представлены обобщенные характеристики учреждений образования любого уровня, расположенные на территории соответствующего административного образования. Для каждого учреждения образования показана привязка к соответствующему населенному пункту и получены следующие данные:

- официальная информация об образовательном учреждении;

- анализ состава учащихся и преподавателей (количество обучаемых по классам и курсам с разбивкой на половозрастной состав, качественные и количественные показатели по уровню образования преподавателей и степени подготовки в области информационных технологий);

- наличие компьютерной техники, сетевого оборудования и средств телекоммуникаций и их качественная оценка;

- имеющиеся образовательные информационные ресурсы;

- наличие доступа в глобальные информационные сети.