Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"


 Основные проблемы образования


В течение последних десятилетий в образовательных учреждениях области осуществлялся поиск наиболее эффективных путей развития образования. За этот период система образования претерпела значительные изменения в ходе общих процессов демократизации общества и формирования рыночной экономики.

Развитие образования области происходит на фоне формирующихся экономических условий, демографических тенденций и существующей нормативно - правовой базы.

Главным фактором, тормозящим развитие образования, является хроническое недофинансирование образовательных учреждений всех типов и видов, что сдерживает процесс их модернизации, адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям.

Средняя заработная плата в системе образования ниже прожиточного минимума. По этой причине снижается престиж педагогического труда, что сказывается на профессиональном уровне педагогических работников.

Негативные тенденции коснулись всех сфер образования.

Значительным изменениям подверглось дошкольное образование. Особенно сократилась сеть этих учреждений в сельской местности. В целом за 5 последних лет число детских дошкольных учреждений сократилось на 149, а число дошкольников в них - почти на 8 тысяч. Сокращение ведомственной сети дошкольных учреждений существенно снизило поступление внебюджетных средств в дошкольное образование.

Учреждения общего образования финансируются из бюджетов муниципальных образований. Большинство муниципальных органов исполнительной власти не обладают достаточной налоговой базой для содержания образовательных учреждений на соответствующем уровне.

Сельские школьники изначально не имеют равных возможностей в получении образования, равного доступа к качественным образовательным услугам. Возникла острая необходимость решения вопросов компьютеризации и информатизации сельских школ. Низкий уровень материальной базы учреждений общего образования сказывается на содержании образовательно-воспитательного процесса. Значительное число школьников не осваивает школьную программу, часть подростков выбывает из школы, не получив основного образования.

К числу основных проблем начального профессионального образования следует отнести необходимость перехода на смешанное финансирование с целью привлечения средств работодателей к инвестированию этих учреждений.

В системе дополнительного образования есть тоже немало проблем. В отдельных территориях происходит необдуманная реорганизация учреждений этого профиля, из-за чего утрачиваются целые направления работы с детьми (например, эколого - биологическое). Здания, в которых расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, значительная их часть находится в аварийном состоянии.

Необходимо уделять больше внимания образованию детей с ограниченными возможностями и подготовке их к адаптации в обществе.

Накопилось немало проблем и в содержании работы самих образовательных учреждений. Возникла необходимость обновления содержания образования, повышения его качества, освоения педагогами технологий, которые формируют у учащихся навыки анализа информации, самообучения, повышают воспитательные функции всех образовательных учреждений.

Образовательным учреждениям всех типов и видов предстоит освоить здоровьесберегающие технологии, разработать систему противодействия негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании, криминогенности в детской и молодежной среде.

Вхождение новых поколений в открытое информационное пространство требует использования информационных технологий, компьютеризации образовательных учреждений, создания единой информационной среды образования.

Есть немало проблем в среднем и высшем профессиональном образовании. С каждым годом усугубляется проблема разрыва преемственности между средней и высшей школой. В финансировании высшего образования проявляется негативная тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства. Уменьшается прием студентов в промышленные и сельскохозяйственные вузы, а на экономические и юридические специальности вузов резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер. Ухудшается взаимодействие профессиональных учебных заведений с производством, опытными и экспериментальными базами, что снижает качество практической подготовки будущих специалистов.

Указанные проблемы являются основой для определения задач и целей областной программы развития образования.