ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2002 года N 69

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

Учитывая значимость системы образования в формировании гармонично развитой, социально - активной творческой личности, и в целях сохранения и дальнейшего развития отрасли "Образование" постановляю:


1. Утвердить областную целевую программу "Развитие образования Белгородской области на 2002 - 2005 годы" (далее - Программа, прилагается).


2. Возложить функции координатора Программы на управление образования и науки администрации области (Тимофеев С.П.).


3. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) выделение средств на реализацию программы производить в пределах ассигнований, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий год.


4. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области разработать аналогичные программы и принять меры к их выполнению.


5. Контроль за выполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).

О выполнении постановления информировать ежегодно к 15 декабря, срок представления итоговой информации - 1 февраля 2006 года.


Глава администрации области
Е.САВЧЕНКО






Утверждена
постановлением главы
администрации области
от 4 февраля 2002 года N 69

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"


 Паспорт областной целевой программы "Развитие образования Белгородской области на 2002 - 2005 годы"

┌═════════════════┬══════════════════════════════════════════════‰
│Государственный  │Управление  образования  и науки администрации│
│заказчик-        │Белгородской области                          │
│координатор      │                                              │
│Программы        │                                              │
│Основной         │Управление  образования  и науки администрации│
│разработчик      │Белгородской области                          │
│Исполнители      │Органы  управления  и  учреждения образования,│
│программы        │органы  государственной исполнительной власти,│
│                 │органы   местного   самоуправления   городов и│
│                 │районов области                               │
│Цели и  задачи   │Реализация   программы   развития  образования│
│разработки       │обеспечит    достижение   следующих   целей:  │
│                 │- Получение  гражданами  общедоступного общего│
│                 │начального,  основного,  среднего образования,│
│                 │начального  профессионального, а также на кон-│
│                 │курсной  основе бесплатного среднего и высшего│
│                 │профессионального  образования в государствен-│
│                 │ных  и  муниципальных образовательных учрежде-│
│                 │ниях                                          │
│                 │-   Формирование   системы   демократического,│
│                 │государственно   -   общественного  управления│
│                 │образованием,  создание попечительских советов│
│                 │во всех образовательных учреждениях           │
│                 │-  Четкое разграничение функций между управле-│
│                 │нием образования и науки администрации области│
│                 │и органами управления образованием администра-│
│                 │ций городов и районов                         │
│                 │-  Совершенствование  системы  лицензирования,│
│                 │аттестации   и   аккредитации  образовательных│
│                 │учреждений и повышение на этой основе качества│
│                 │и эффективности образования                   │
│                 │Для достижения целей, определенных Программой,│
│                 │будут решаться следующие задачи:              │
│                 │-  Обеспечение на практике гарантий приоритет-│
│                 │ности образования                             │
│                 │-  Укрепление взаимосвязей образования, науки,│
│                 │культуры                                      │
│                 │- Усиление связей образования и рынка труда   │
│                 │-  Сохранение и развитие общедоступной системы│
│                 │дополнительного образования                   │
│                 │-  Вовлечение  всех детей школьного возраста в│
│                 │обучение                                      │
│                 │-  Усиление  воспитательных (функции образова-│
│                 │тельных учреждений, направленных на воспитание│
│                 │гражданственности, трудолюбия, нравственности,│
│                 │уважения к правам и свободам человека, любви к│
│                 │Родине                                        │
│                 │-  Повышение  роли  общественных объединений в│
│                 │нравственном становлении личности             │
│                 │-  Повышение  качества управленческой деятель-│
│                 │ности  органов  образования  и образовательных│
│                 │учреждений                                    │
│                 │- Формирование системы государственной и соци-│
│                 │альной    защиты    работников   образования и│
│                 │обучающихся                                   │
│Сроки реализации │2002 - 2005 годы                              │
│программы        │                                              │
│Перечень разделов│"Механизмы  управления  системой образования",│
│системы программ-│"Информационное  обеспечение системы образова-│
│ных мероприятий  │ния", "Дошкольное образование", "Общее среднее│
│                 │образование",    "Начальное   профессиональное│
│                 │образование", "Высшее и среднее профессиональ-│
│                 │ное  образование", "Внешкольное дополнительное│
│                 │образование",  "Воспитательная работа в учреж-│
│                 │дениях  образования", "Социальная реабилитация│
│                 │и  охрана здоровья детей, нуждающихся в помощи│
│                 │государства",  "Кадровое  обеспечение  системы│
│                 │образования",  "Аттестация  кадров, лицензиро-│
│                 │вание,  аттестация  и  аккредитация учреждений│
│                 │образования", "Материальная база образователь-│
│                 │ных   учреждений".   "Финансовое   обеспечение│
│                 │программы"                                    │
│Объемы и         │Федеральный бюджет       -179905,7 тыс. рублей│
│источники        │Региональный бюджет                           │
│финансирования   │(областной бюджет, бюджеты                    │
│                 │муниципальных образований,                    │
│                 │внебюджетные источники)  -210497,1 тыс. рублей│
│                 │Внебюджетные источники                        │
│                 │(федеральные)            -187677,6 тыс. рублей│
│                 │Всего: 578080,3 тыс. рублей                   │
│Капитальные      │Федеральный бюджет - 11000 тыс. рублей        │
│вложения         │Областной бюджет - 145567,0 тыс. рублей       │
│(2002 год)       │Всего: 156567 тыс. рублей                     │
└═════════════════┴══════════════════════════════════════════════…


 Введение


Назначение программы. Программа развития образования области в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании является организационной основой областной политики в области образования, определяет приоритетные направления развития системы образования на 2002 - 2005 годы. Она составлена с учетом федеральной программы развития образования и учитывает культурные, демографические, социально - экономические особенности Белгородской области.

Заказчик программы: управление образования и науки администрации области.

Исполнители: органы местного самоуправления и управления образованием, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения всех организационно - правовых форм, различных типов и видов.

Сроки реализации программы: 2002 - 2005 г.г.

Главная цель программы: развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и усиления социально - экономического потенциала области на основе приоритетного развития образования.


 Основные программные мероприятия


- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней;

- создание региональной законодательной и нормативной базы, предусматривающей развитие системы образования области;

- формирование содержания образования, отражающего передовой отечественный опыт работы образовательных учреждений;

- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

- обеспечение контроля качества образования;

- упорядочение системы подготовки и переподготовки работников образования;

- разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и обучающихся;

- участие в значимых федеральных экспериментах по развитию системы образования;

- развитие материально - технической базы учреждений образования;

- создание в области единого информационного пространства.


 Ожидаемые результаты реализации Программы


Сохранение и развитие системы образования области, функционирование системы образования в интересах личности, общества, государства.


 Состояние системы образования области


На начало 2001 - 2002 учебного года в области функционируют 594 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 41,7 тыс. детей; 800 учреждений общего образования (149 начальных, 185 основных, 458 средних школ, 8 вечерних (сменных)) общеобразовательных школ), в которых занимаются 203887 школьников, 30 профессиональных училищ и лицеев с контингентом обучающихся 16,8 тыс. человек, 111 учреждений дополнительного образования с охватом 143 тыс. детей и подростков.

Сельские образовательные учреждения составляют 76 процентов от всех образовательных учреждений области и в них занимаются 68,5 тыс. учащихся (33,6 процент).

В области 14 интернатных учреждений с численностью 3630 воспитанников, 1930 детей занимаются в учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

В системе образования работают 33,5 тыс. педагогических работников.

Подготовку специалистов в области осуществляют 20 высших учебных заведений или их филиалов и 25 средних специальных учебных заведений, в которых работают 3507 преподавателей и обучаются более 70 тыс. студентов. Обучение ведется по 101 специальности в высших профессиональных учебных заведениях и 77 специальностям - в средних.


 Основные проблемы образования


В течение последних десятилетий в образовательных учреждениях области осуществлялся поиск наиболее эффективных путей развития образования. За этот период система образования претерпела значительные изменения в ходе общих процессов демократизации общества и формирования рыночной экономики.

Развитие образования области происходит на фоне формирующихся экономических условий, демографических тенденций и существующей нормативно - правовой базы.

Главным фактором, тормозящим развитие образования, является хроническое недофинансирование образовательных учреждений всех типов и видов, что сдерживает процесс их модернизации, адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям.

Средняя заработная плата в системе образования ниже прожиточного минимума. По этой причине снижается престиж педагогического труда, что сказывается на профессиональном уровне педагогических работников.

Негативные тенденции коснулись всех сфер образования.

Значительным изменениям подверглось дошкольное образование. Особенно сократилась сеть этих учреждений в сельской местности. В целом за 5 последних лет число детских дошкольных учреждений сократилось на 149, а число дошкольников в них - почти на 8 тысяч. Сокращение ведомственной сети дошкольных учреждений существенно снизило поступление внебюджетных средств в дошкольное образование.

Учреждения общего образования финансируются из бюджетов муниципальных образований. Большинство муниципальных органов исполнительной власти не обладают достаточной налоговой базой для содержания образовательных учреждений на соответствующем уровне.

Сельские школьники изначально не имеют равных возможностей в получении образования, равного доступа к качественным образовательным услугам. Возникла острая необходимость решения вопросов компьютеризации и информатизации сельских школ. Низкий уровень материальной базы учреждений общего образования сказывается на содержании образовательно-воспитательного процесса. Значительное число школьников не осваивает школьную программу, часть подростков выбывает из школы, не получив основного образования.

К числу основных проблем начального профессионального образования следует отнести необходимость перехода на смешанное финансирование с целью привлечения средств работодателей к инвестированию этих учреждений.

В системе дополнительного образования есть тоже немало проблем. В отдельных территориях происходит необдуманная реорганизация учреждений этого профиля, из-за чего утрачиваются целые направления работы с детьми (например, эколого - биологическое). Здания, в которых расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, значительная их часть находится в аварийном состоянии.

Необходимо уделять больше внимания образованию детей с ограниченными возможностями и подготовке их к адаптации в обществе.

Накопилось немало проблем и в содержании работы самих образовательных учреждений. Возникла необходимость обновления содержания образования, повышения его качества, освоения педагогами технологий, которые формируют у учащихся навыки анализа информации, самообучения, повышают воспитательные функции всех образовательных учреждений.

Образовательным учреждениям всех типов и видов предстоит освоить здоровьесберегающие технологии, разработать систему противодействия негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании, криминогенности в детской и молодежной среде.

Вхождение новых поколений в открытое информационное пространство требует использования информационных технологий, компьютеризации образовательных учреждений, создания единой информационной среды образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»