В современных условиях особую остроту в Белгородской области приобрели проблемы социальной адаптации детей и подростков. Падение нравственных устоев многих семей, безработица, пьянство родителей, унижение человеческого достоинства, психическое и физическое насилие в семьях, некорректные приемы воспитания в детских интернатных учреждениях области приводят к увеличению числа безнадзорных детей.
За 2001 год по различным причинам из семей и интернатных учреждений области ушли более 500 подростков, выявлено более 400 безнадзорных несовершеннолетних.
Продолжает оставаться серьезной проблемой рост социального сиротства (дети, оставшиеся без родительского попечения при живых родителях). В 2001 году комиссиями по делам несовершеннолетних было поставлено на учет 1234 семьи, не выполняющих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.
Органами охраны детства выявлено 944 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За невыполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности привлечено 1367 родителей, 250 родителей лишены родительских прав.
Усугубляет сложившуюся ситуацию с детской безнадзорностью и отсутствие в области развитой сети учреждений социального обслуживания и оказания социально - реабилитационной помощи для родителей и несовершеннолетних, оказавшихся в трудных жизненных условиях. В настоящее время в области лишь 7 таких учреждений.
Продолжает оставаться сложной криминогенная обстановка в подростковой среде. За прошедший год рост преступности среди несовершеннолетних составил 17,6%.
В 2001 году зарегистрирован рост подростковой преступности в 14 регионах области. По-прежнему тревожат факты совершения подростками преступлений в составе групп. Рост таких преступлений составил 10,7%. Половина групповых преступлений совершается несовершеннолетними совместно со взрослыми.
Отмечается преобладание насильственной и корыстной направленности в преступности несовершеннолетних. Общее количество имущественных преступлений составляет около 60% от общего числа преступлений несовершеннолетних. Отмечен рост грабежей, разбойных нападений на 50%. Наблюдается проявление у подростков озлобленности, ожесточения, агрессии, о чем свидетельствуют данные о преступлениях, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений. Так, в 2001 году в области совершено несовершеннолетними 8 убийств, 18 преступлений с нанесением тяжких телесных повреждений. Увеличилось число преступлений, связанных с насилием над личностью.
Остается неблагоприятным социальный фон подростковой преступности. Практически каждое второе преступление в прошедшем году совершено подростками, исключенными из социально полезной деятельности, то есть неработающими и неучащимися.
Наиболее серьезной проблемой сегодня является повышение криминальной активности подростков младшего возраста, которые не привлекаются к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста. Ежегодно в совершении преступлений участвуют свыше 400 подростков в возрасте до 14 лет. Каждый шестой из них повторно совершает преступления. Данная категория несовершеннолетних нуждается в социально - психологической реабилитации в учебно - воспитательных учреждениях закрытого типа.
Вызывает серьезные опасения наркологическая ситуация в подростковой среде. По оценке специалистов в среднем выявляется лишь 22% всех начинающих потребителей наркотиков, за последние пять лет произошло снижение возраста начала потребления наркотиков до 12 - 13 лет.
Подлинные масштабы и последствия развития наркомании в области остаются вне поля зрения органов и учреждений, занимающихся решением данной проблемы.
Рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения, составил 2,8%, то есть каждое пятое уголовно наказуемое деяние совершено подростками в состоянии алкогольного опьянения. Распространенный характер в подростковой среде носит токсикомания. Однако работа органов и учреждений по профилактике наркомании и алкоголизма все еще проводится без учета комплексного решения вопросов профилактики девиантного поведения детей и подростков.
По-прежнему отсутствуют надлежащие условия для консультирования, обследования и лечения подростков от алкоголизма и наркомании в городских и районных центрах области.
Торговые заведения области продолжают противозаконно реализовывать спиртные напитки и пиво, табачные изделия вблизи детских дошкольных и общеобразовательных учебных заведений. Определение порядка размещения торговых точек на территории городов, районов по отношению к учебным, дошкольным заведениям согласно законодательству отнесено к компетенции органов местного самоуправления, однако, за редким исключением, администрациями районов и городов таких ограничений не установлено.
Обострились вопросы общественно полезной занятости подростков. Комнаты школьника рассчитаны, в основном, на детей 10 - 13 лет и не соответствуют предъявляемым современным требованиям. В работе подростковых клубов настораживает излишняя военизированность, способная спровоцировать рост агрессивности среди подростков.
На практике недостаточно активно в профилактическую работу с подростками по месту жительства вовлекаются детские и молодежные общественные организации. Остро стоит проблема незанятости детей и подростков в вечернее время. Бедность семей в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно - оздоровительной сферы закрывает большинству детей доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. В подростковой среде все большее распространение получают неорганизованные формы досуга "на улице", и не случайно высоким остается показатель количества преступлений, совершенных несовершеннолетними на улице, связанных с хулиганскими проявлениями.
Несмотря на то, что проделана основательная и серьезная работа по укреплению нормативно - правовой базы и повышению статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, остаются не решенными вопросы кадрового и технического обеспечения их деятельности. Необходимо укрепление комиссий дополнительно штатными сотрудниками, способными анализировать состояние безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, содействовать объединению усилий всех структур, входящих в систему профилактики.
Неадекватно остроте проблемы ведется работа по выявлению и разобщению групп несовершеннолетних негативной направленности, по взаимодействию в решении этой проблемы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с учебными заведениями, с уполномоченными участковыми милиции общественной безопасности, с общественностью.
Медленно ведется техническое оснащение подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел области, создание необходимых условий для нормальной деятельности сотрудников подразделений, текучесть кадров в подразделениях в 2001 году составила 34%.
Нельзя не признать, что профилактическая работа по упреждению развития негативных явлений в детской и подростковой среде проводится не в полной мере и имеет тенденцию к констатации уже совершенных противоправных деяний и воздействию на лиц, их совершивших. Воспитательно - профилактическая работа проводится без должного стратегического планирования с ориентацией на конкретную ситуацию.
В сложившихся условиях необходимо усиление межведомственного взаимодействия всех органов и учреждений, осуществляющих защиту интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений, осуществление системного подхода в деятельности органов и учреждений образования, социальной защиты населения, здравоохранения, по делам молодежи, внутренних дел в вопросах защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности и правонарушений.
Несмотря на принимаемые меры, в области до сих пор не сложилась четкая система превентивной профилактики девиантного поведения детей и подростков. Медленно развивается сеть муниципальных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите и реабилитации, не соответствует современным требованиям уровень развития психологической службы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования.
Требуют ускоренного решения вопросы создания в области специальной общеобразовательной школы закрытого типа для детей и подростков девиантного поведения, развития и укрепления материально - технической базы действующих областного подросткового медико - психологического центра профилактики алкоголизма и наркомании и областного социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних с приютом.
Не отвечает современным требованиям нормативное правовое, научно - методическое, информационное и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Решение данных проблем на областном уровне требует дальнейшего совершенствования программно - целевого подхода, предусматривающего разработку и реализацию системы мер и контроля за их осуществлением. Это позволит объединить финансовые, кадровые, информационные ресурсы государственных и муниципальных органов власти области, осуществить реализацию программных мероприятий комплексно, во взаимодействии всех структур государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, с опорой на научно проработанную, реалистическую, гибкую концепцию их профилактической работы.
Дальнейшее игнорирование межведомственного, системного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков приведет к обострению социальных проблем подрастающего поколения, а борьба с негативными проявлениями в подростковой среде по-прежнему будет вестись лишь со следствием, а не с их причинами.
Криминологический анализ, проведенный при подготовке настоящей Программы, дает основание для предложения конкретных мер по повышению эффективности действующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений.