Охрана здоровья населения области является одним из приоритетных направлений социальной политики администрации области в период реформирования экономики и социальной сферы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" в области проводится планомерная работа по совершенствованию системы здравоохранения и улучшению качества медицинской помощи, что позволяет сохранить гарантированное медицинское обеспечение белгородцев и бесперебойное функционирование всех лечебно-профилактических учреждений, обеспечивать совершенствование системы обязательного медицинского страхования.
Разработаны, утверждены и реализуются мероприятия по выполнению областных целевых программ "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика", "Безопасное материнство" и других.
Введение системы обязательного медицинского страхования оказало позитивное влияние на финансирование отрасли здравоохранения. За счет консолидации различных источников финансирования осуществляется комплекс мер по развитию материальной базы учреждений здравоохранения: ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты, приобретается современное медицинское оборудование, развивается специализированная медицинская помощь.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в области как и во всех регионах России, сохраняется неблагоприятная динамика медико-демографических показателей и состояния здоровья жителей. Естественная убыль населения наблюдается во всех городах и районах. Продолжает увеличиваться доля пожилых людей старше 60 лет (23,6%), сокращается доля детей до 15 лет (20,8%).
Имеет место ежегодный рост общей заболеваемости населения, включая детей и подростков.
В структуре заболеваемости населения области продолжают занимать ведущие позиции заболевания бронхолегочной системы и желудочно-кишечного тракта, онкологические, патология эндокринной системы.
Серьезной проблемой стали социально обусловленные болезни: сердечно-сосудистые, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем.
Растет социальная опасность, связанная с ВИЧ-инфекцией, наркоманией. Из числа зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции 80 процентов приходится на наркоманов. Молодежь до 30 лет составляет основную группу ВИЧ-инфицированных.
Обостряется проблема курения, увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Растет распространенность бытового пьянства. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев. Большинство населения области не занимается физкультурой, растет гиподинамия среди школьников, более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же - избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания. Отмечается рост профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, связанных с неудовлетворительными условиями труда, нарушениями санитарно-гигиенических норм и правил.
Учитывая то, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной власти, системы здравоохранения, организаций являются формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать быстрый ощутимый социально-экономический эффект.
Качество медицинской помощи является критерием деятельности системы здравоохранения. Оно обеспечивается всеми составляющими ее элементами: материально-техническим обеспечением, кадровыми, научными, организационными, финансовыми, интеллектуальными и информационными ресурсами. Результат деятельности системы здравоохранения определяется ее построением, функционированием, порядком взаимодействия элементов. Поддержание и улучшение результата деятельности системы здравоохранения в процессе реформирования осуществляют управляющие структуры и механизмы, которые должны быть созданы на уровне каждого лечебно-профилактического учреждения. Необходимо разработать единую методику управления качеством медицинской помощи и внедрить индикаторы для мониторинга изменений процесса оказания медицинской помощи и ее качественных показателей.
Финансирование в условиях ограниченных возможностей требует от здравоохранения эффективного использования имеющихся ресурсов. Тем не менее, анализ показал, что:
- на финансирование более дорогостоящей стационарной помощи направляется до 65 процентов всех средств здравоохранения;
- в больничном секторе не всегда рационально используются койки. Недостаточно осуществляется профилизация учреждений здравоохранения с учетом заболеваемости и возрастной структуры населения;
- медленными темпами внедряются стационарозамещающие технологии, на начало 2002 года обеспеченность койками дневного пребывания в расчете на 10000 населения составила 10,2;
- не в полной мере используются участковые больницы для организации медико-социальной помощи населению, хотя существует большая потребность в данном виде помощи.
В последнее время обострилась проблема обеспечения органов и учреждений здравоохранения врачебными кадрами. Укомплектованность учреждений здравоохранения врачами достигается за счет совместительства.
Наиболее тяжелая ситуация с участковыми врачами сельской местности.
Необходимо совершенствовать системы планирования, прогнозирования, мониторинга, подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения области, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи.
Проблема лекарственного обеспечения населения области не может считаться решенной: не сформирована четкая система контроля безопасности поступающих в область медикаментов, не в полной мере обеспечены лекарственными средствами льготная категория граждан при амбулаторном лечении, не отработана ценовая политика.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются гарантированное лекарственное обеспечение, в том числе льготное, введение лекарственных формуляров в технологию предоставления медицинской помощи, дальнейшее эффективное использование системы персонифицированного учета медикаментов, регулирование оптовых поставок лекарственных средств, обеспечение должного контроля за качеством и безопасностью поступающих медикаментов.
К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации, профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна проводиться по следующим направлениям: развитие сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями; содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам; формирование среди населения осознанного отношения к семье, материнству и отцовству; создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни.
Несмотря на существенные достижения информатизации учреждений здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, в целом система информатизации остается разобщенной, используемые подсистемы разрознены. Уровень информационного обеспечения деятельности основного звена здравоохранения - лечащего врача остается низким. Не решены вопросы защиты информации о здоровье пациентов.
Основной целью информатизации здравоохранения является создание на территории области единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения.
Таким образом, Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области на ближайшую перспективу (далее - Концепция) разработана исходя из оценки состояния здоровья жителей в Белгородской области, анализа положения дел в здравоохранении.