ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2002 года N 361
О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 - 21 марта 2001 года "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года", в целях улучшения качества жизни населения области, обеспечения реструктуризации, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения, совершенствования системы профилактики заболеваний, улучшения качества медицинской помощи в Белгородской области постановляю:
1. Утвердить разработанную управлением здравоохранения администрации области Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области и план мероприятий по ее реализации (прилагаются).
2. Департаменту социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.), управлению здравоохранения администрации области (Стукалов А.Ф.), территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Здоровцов Г.И.) обеспечить выполнение мероприятий Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области.
3. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области, обеспечить в соответствии с объемами расходов, утвержденными законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год по отрасли "Здравоохранение".
4. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области в срок до 1 октября 2002 года разработать планы мероприятий по реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.)
Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта до 2005 года.
Глава администрации области
Е.САВЧЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Охрана здоровья населения области является одним из приоритетных направлений социальной политики администрации области в период реформирования экономики и социальной сферы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" в области проводится планомерная работа по совершенствованию системы здравоохранения и улучшению качества медицинской помощи, что позволяет сохранить гарантированное медицинское обеспечение белгородцев и бесперебойное функционирование всех лечебно-профилактических учреждений, обеспечивать совершенствование системы обязательного медицинского страхования.
Разработаны, утверждены и реализуются мероприятия по выполнению областных целевых программ "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика", "Безопасное материнство" и других.
Введение системы обязательного медицинского страхования оказало позитивное влияние на финансирование отрасли здравоохранения. За счет консолидации различных источников финансирования осуществляется комплекс мер по развитию материальной базы учреждений здравоохранения: ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты, приобретается современное медицинское оборудование, развивается специализированная медицинская помощь.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в области как и во всех регионах России, сохраняется неблагоприятная динамика медико-демографических показателей и состояния здоровья жителей. Естественная убыль населения наблюдается во всех городах и районах. Продолжает увеличиваться доля пожилых людей старше 60 лет (23,6%), сокращается доля детей до 15 лет (20,8%).
Имеет место ежегодный рост общей заболеваемости населения, включая детей и подростков.
В структуре заболеваемости населения области продолжают занимать ведущие позиции заболевания бронхолегочной системы и желудочно-кишечного тракта, онкологические, патология эндокринной системы.
Серьезной проблемой стали социально обусловленные болезни: сердечно-сосудистые, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем.
Растет социальная опасность, связанная с ВИЧ-инфекцией, наркоманией. Из числа зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции 80 процентов приходится на наркоманов. Молодежь до 30 лет составляет основную группу ВИЧ-инфицированных.
Обостряется проблема курения, увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Растет распространенность бытового пьянства. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев. Большинство населения области не занимается физкультурой, растет гиподинамия среди школьников, более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же - избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания. Отмечается рост профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, связанных с неудовлетворительными условиями труда, нарушениями санитарно-гигиенических норм и правил.
Учитывая то, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной власти, системы здравоохранения, организаций являются формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать быстрый ощутимый социально-экономический эффект.
Качество медицинской помощи является критерием деятельности системы здравоохранения. Оно обеспечивается всеми составляющими ее элементами: материально-техническим обеспечением, кадровыми, научными, организационными, финансовыми, интеллектуальными и информационными ресурсами. Результат деятельности системы здравоохранения определяется ее построением, функционированием, порядком взаимодействия элементов. Поддержание и улучшение результата деятельности системы здравоохранения в процессе реформирования осуществляют управляющие структуры и механизмы, которые должны быть созданы на уровне каждого лечебно-профилактического учреждения. Необходимо разработать единую методику управления качеством медицинской помощи и внедрить индикаторы для мониторинга изменений процесса оказания медицинской помощи и ее качественных показателей.
Финансирование в условиях ограниченных возможностей требует от здравоохранения эффективного использования имеющихся ресурсов. Тем не менее, анализ показал, что:
- на финансирование более дорогостоящей стационарной помощи направляется до 65 процентов всех средств здравоохранения;
- в больничном секторе не всегда рационально используются койки. Недостаточно осуществляется профилизация учреждений здравоохранения с учетом заболеваемости и возрастной структуры населения;
- медленными темпами внедряются стационарозамещающие технологии, на начало 2002 года обеспеченность койками дневного пребывания в расчете на 10000 населения составила 10,2;
- не в полной мере используются участковые больницы для организации медико-социальной помощи населению, хотя существует большая потребность в данном виде помощи.
В последнее время обострилась проблема обеспечения органов и учреждений здравоохранения врачебными кадрами. Укомплектованность учреждений здравоохранения врачами достигается за счет совместительства.
Наиболее тяжелая ситуация с участковыми врачами сельской местности.
Необходимо совершенствовать системы планирования, прогнозирования, мониторинга, подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения области, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи.
Проблема лекарственного обеспечения населения области не может считаться решенной: не сформирована четкая система контроля безопасности поступающих в область медикаментов, не в полной мере обеспечены лекарственными средствами льготная категория граждан при амбулаторном лечении, не отработана ценовая политика.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются гарантированное лекарственное обеспечение, в том числе льготное, введение лекарственных формуляров в технологию предоставления медицинской помощи, дальнейшее эффективное использование системы персонифицированного учета медикаментов, регулирование оптовых поставок лекарственных средств, обеспечение должного контроля за качеством и безопасностью поступающих медикаментов.
К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации, профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна проводиться по следующим направлениям: развитие сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями; содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам; формирование среди населения осознанного отношения к семье, материнству и отцовству; создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни.
Несмотря на существенные достижения информатизации учреждений здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, в целом система информатизации остается разобщенной, используемые подсистемы разрознены. Уровень информационного обеспечения деятельности основного звена здравоохранения - лечащего врача остается низким. Не решены вопросы защиты информации о здоровье пациентов.
Основной целью информатизации здравоохранения является создание на территории области единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения.
Таким образом, Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области на ближайшую перспективу (далее - Концепция) разработана исходя из оценки состояния здоровья жителей в Белгородской области, анализа положения дел в здравоохранении.
Целями Концепции являются:
- сохранение и улучшение здоровья жителей области, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности;
- обеспечение доступности на всех этапах предоставления медицинской помощи населению.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения, оптимизации отрасли здравоохранения, предусматривающих объединение усилий законодательной и исполнительной органов власти, органов местного самоуправления районов и городов, системы здравоохранения, организаций, общественных объединений и граждан по сохранению и укреплению здоровья, повышению эффективности использования имеющихся материальных, кадровых, финансовых ресурсов.
Первоочередные задачи:
- создание условий для обеспечения населения области бесплатной медицинской и лекарственной помощью в рамках государственных гарантий;
- оптимизация структуры и совершенствование управления здравоохранением области;
- повышение эффективности деятельности учреждений здравоохранения, рациональное использование имеющихся материальных, кадровых, финансовых ресурсов;
- повышение качества оказания медицинской помощи, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья;
- активное развитие в здравоохранении профилактической направленности;
- развитие видов амбулаторно-поликлинической помощи;
- внедрение новых высокоэффективных технологий в медицине;
- совершенствование системы подготовки и последипломного образования специалистов отрасли;
- реализация права пациентов на свободный выбор врача, медицинского учреждения.
Реализация Концепции основана на следующих принципах:
- социальная справедливость и общедоступность медицинской помощи;
- профилактическая направленность;
- экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;
- единство медицинской науки и практики;
- активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
При проведении оптимизации системы здравоохранения области предполагается скоординировать воедино три принципа развития отрасли:
- единство системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
- единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;
- единство врача и пациента в достижении максимальной эффективности результатов профилактической и лечебной деятельности.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области будет реализовываться с учетом этапности в реализации Концепции здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, решения коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 марта 2002 года "Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2001 году и задачах по совершенствованию медицинской помощи населению в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 г.г.)".
Реализация Концепции предусматривает повышение ответственности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, субъектов медицинского страхования за реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения, обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи.
Концепцией предполагается принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения и повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения. Для повышения эффективности функционирования отрасли в течение ближайших трех лет необходимо изменить структуру расходования средств по видам медицинской помощи:
- на скорую медицинскую помощь - 6 - 7 процентов;
- амбулаторно-поликлиническую помощь - 40 процентов;
- стационарную помощь - 50 процентов.
Для этого планируется осуществить следующие мероприятия:
первое - развитие дневных стационаров в поликлиниках и больницах, стационаров на дому;
второе - организация общеврачебных практик;
третье - освобождение службы скорой медицинской помощи от всех несвойственных ей функций.