Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2003 - 2004 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.11.2003)


 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003 - 2004 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения главы администрации области от 3 июня 2002 года N 350-р "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003 - 2004 годы".

Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная наркоситуация в Белгородской области продолжает характеризоваться неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения области, ее экономике, правопорядку, социальной безопасности.

Географическое положение, наличие разветвленной системы всех видов транспорта, большое количество мигрантов и вынужденных переселенцев способствует тому, что Белгородская область является удобным регионом России для использования его наркодельцами как в виде конечного пункта поставки партии наркотиков, так и перевалочного пункта транспортировки в Москву и другие регионы страны.

Удельный вес нелегально ввозимых в область наркотиков в общем объеме незаконного оборота за последние три года увеличился в три раза. Основными видами поступающих наркотических средств являются марихуана и маковая соломка.

Постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, особенно в подростковой среде. Так, если с 1996 по 1998 год количество подростков, злоупотребляющих наркотиками увеличилось в 3,7 раза, то в 2001 году по сравнению с 1999 годом количество подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами увеличилось в 2,9 раза (детей - в 4,8 раза), с диагнозом наркоман - в 1,9 раза. Происходит снижение возраста первых проб наркотиков до 10 - 11 лет.

За последние шесть лет количество лиц, употребляющих наркотики и причастных к незаконному обороту, состоящих на учете в органах внутренних дел, увеличилось в 3,5 раза и составляет 3556 человек, из них молодежь в возрасте до 30 лет составляет около 60%.

Число связанных с наркотиками преступлений за этот период увеличилось почти в 2,5 раза, достигнув в 2002 году 882 официально зарегистрированных случая. Особую тревогу вызывают факты вовлечения в незаконный оборот наркотиков несовершеннолетних. За 2002 год несовершеннолетними совершено 72 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 5% больше, чем за 2001 год. Их удельный вес составил 9,7% среди лиц, совершивших наркопреступления в 2002 году.

В области происходит структурная перестройка нелегального рынка наркотиков - высоко концентрированные и дорогостоящие опий, героин начинают теснить марихуану и маковую соломку.

Сложившееся положение явилось следствием:

отсутствия системного подхода в осуществлении профилактики наркомании;

наличия межведомственной разобщенности;

недостаточного правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического обеспечения;

прозрачности государственной границы на участке Белгородской области, способствующей включению области в сферу интересов международного наркобизнеса.

Все эти факторы дают повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

В то же время следует отметить, что в области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.

Правоохранительные органы повседневно накапливают опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о наркодилерах, а также об их связях.

Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, сотрудничество с приграничными областями Украины в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.

Практика реализации предыдущей программы показала, что программы являются эффективным инструментом комплексного решения проблем на областном уровне.

Вместе с тем нельзя не отметить, что вследствие недостаточного бюджетного финансирования под угрозой находится выполнение ряда важнейших мероприятий программы на 2001 - 2008 годы. До сих пор не создана единая межведомственная областная автоматизированная система сбора, анализа и обобщения информации о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков, не решен вопрос о создании Центра медико-социальной реабилитации наркологических больных, выделении необходимых помещений для размещения наркологических отделений N 1 и N 3 областного наркологического диспансера, его оснащении современным лабораторно-диагностическим оборудованием.

Анализ хода выполнения предыдущей Программы, разработанной на 2001 - 2008 годы, позволяет отметить, что запланированные программные мероприятия носили в основном краткосрочный характер и оказались в большинстве реализованы.

Как показала практика исполнения данной Программы, растягивать ее реализацию на длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В связи с этим предлагаемая к рассмотрению Программа рассчитана на двухгодичный период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.

Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствование форм и методов профилактики наркомании, активизацию антинаркотической пропаганды, повышение эффективности деятельности наркологической службы.

В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы, учтены ресурсные ограничения.

Выполнение мероприятий Программы требует серьезного финансового обеспечения, концентрации усилий органов исполнительной власти на областном и местном уровнях, привлечения общественных организаций и объединений.

В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на областном уровне. Предполагается, что мероприятия ведомственного и местного уровней будут включены в соответствующие ведомственные программы (планы) и муниципальные целевые комплексные антинаркотические программы.