Опасность чрезвычайных ситуаций террористического и экстремистского характера на территории области может возникнуть в связи со следующими факторами:
- трансграничность области;
- наличие стратегически важных объектов, объектов повышенной опасности, объектов обеспечения жизнедеятельности и режимных предприятий;
- наличие большого количества объектов с массовым пребыванием населения;
- наличие развитой сети транспортных международных сообщений, возрастающий объем перевозок пассажиров, грузов, в том числе опасных;
- незаконный оборот оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных веществ;
- интенсивность миграционных процессов, обусловленных, в первую очередь, сложной обстановкой в Северо-Кавказском регионе, создающих условия для легализации и беспрепятственного перемещения террористов по территории страны; начиная с 1992 года в область прибыло более 320 тыс. мигрантов. Общая численность выходцев из республик Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья составляет почти 14 тыс. человек;
- активизация деятельности ряда религиозных сект и течений с использованием средств и методов, противоречащих действующему законодательству. В управлении Минюста России по Белгородской области зарегистрировано около 70 общественно-политических и более 260 религиозных организаций, в том числе около 40 так называемой "нетрадиционной направленности".
Для защиты населения и объектов экономики от террористических и экстремистских проявлений правоохранительные органы имеют специальные планы и располагают необходимыми силами и средствами, которые применяются в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Учитывая объективные реалии, механизмом практической реализации основных положений государственной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий должна стать Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений.
Реализация Концепции позволит осуществлять на территории Белгородской области постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также надежно осуществлять защиту населения области от аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремистских и террористических проявлений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения контроля за происходящими процессами природного, техногенного, социального характера и другими, которые могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций различной степени тяжести.
2. Создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций.
3. Развитие системы информационного обеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
4. Совершенствование материально-технического обеспечения хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов власти, участвующих в предупреждении, снижении рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций.
5. Внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для предупреждения и ликвидации опасностей.
6. Совершенствование системы подготовки специалистов по управлению комплексом сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.