Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДОСТЬ БЕЛГОРОДЧИНЫ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ


 Условия повседневного существования


Социально-экономическое положение молодежи сегодня в первую очередь характеризуется тем, что продолжает утверждаться тенденция роста дифференциации молодежи по отношению к собственности по уровню благосостояния. Коэффициент удовлетворенности размером своих доходов среди молодежи не превышает 0,21.

Вместе с тем сегодня происходит смена модели социально-экономического поведения молодежи: от пассивно-выжидательной (по сути, патерналистской) на активно-деятельностную (рыночную). И весьма характерно, что абсолютное большинство молодых людей (74 процента) хотели бы активно работать для улучшения своего благосостояния. Такое желание стимулируется наличием в их сознании избыточной (для российского общества) нормативной модели минимального жизненного уровня. Большинство, в частности, считает, что жить относительно благополучно им позволит доход на одного члена семьи от 5 тысяч рублей и выше.

Однако по-прежнему актуальной в молодежной среде остается проблема трудоустройства (по результатам исследования "Качество жизни населения Белгородской области", проведенного в ноябре 2002 года научно-исследовательской лабораторией по проблемам качества жизни при Белгородском филиале ОРАГС, коэффициент значимости такой ценности как "хорошая работа" среди молодых людей составляет 0,92, но коэффициент удовлетворенности гарантиями своей занятости не превышает 0,25). Ежегодно на рынок труда попадают около 50 тыс. граждан в возрасте от 16 до 29 лет. Но отсутствие требуемого работодателями стажа и опыта работы у молодых граждан резко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Так если в течение 1999 года в службу занятости обратилось 16155 молодых людей, то в 2002 году - уже 18360 человек, что составляет 34,4 процента и 32,6 процента от общего числа обратившихся в поисках работы граждан соответственно. При этом численность молодежи области, признанной безработной в 2002 году по сравнению с 1999 года возросла на 269 человек и достигла 2280 человек, что составляет около 1/3 всех безработных.

Дополнительно усугубляет ситуацию миграция рабочей силы из стран ближнего зарубежья и других регионов России. Белгородская область - один из наиболее привлекательных для мигрантов регионов России. Прирост молодежи в возрасте от 14 до 29 лет за счет миграции только в 2002 году составил 2761 человек, а например, в 2000 году - 3568 человек.

Чаще всего приезжают граждане, имеющие высшее или среднее специальное образование и претендующие на квалифицированный и интеллектуальный труд. Однако и белгородская молодежь склонна ориентироваться на профессиональную деятельность, которая, с одной стороны, требует высокой профессиональной подготовки, а с другой, - способна обеспечить высокие доходы и социальный престиж. В то же время из предлагаемых на рынке труда Белгородской области вакансий большую часть составляют рабочие профессии, требующие низкой квалификации и обеспечивающие низкий доход.

Очевидно, что этот факт прекрасно осознается современной белгородской молодежью: коэффициент значимости такой ценности, как "хорошее образование" (по данным исследования "Качество жизни населения Белгородской области") составляет 0,88. При этом 78 процентов молодых людей рассматривают получение образования не как дань моде, а как возможность добиться успеха в жизни.

В 20 высших и 24 среднепрофессиональных учебных заведениях, расположенных на территории Белгородской области, в 2002 году обучалось 52377 и 24715 чел. соответственно. Причем численность только студентов вузов по сравнению с 1999 годом возросла на 12326 человек.

Однако на фоне общего повышения интереса молодежи к получению образования сегодня произошла резкая дифференциация молодых людей в возможности реализации данной потребности. Немалое количество талантливой белгородской молодежи в силу этого обстоятельства не может полностью реализоваться, так как учеба в вузах других регионов России невозможна из-за низкого уровня жизни их семей. Вместе с тем в ближайшие несколько лет ситуация может измениться коренным образом. С 1998 по 2002 годы численность учащихся в общеобразовательных школах снизилась на 24,5 тыс. чел.