ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2005 года N 120-пп
Белгород
О МЕРАХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений правительства Белгородской области от 01.07.2005 N 150-пп, от 29.07.2005 N 172-пп, от 16.12.2005 N 239-пп, от 18.06.2007 N 139-пп, от 28.07.2008 N 187-пп)
Молочное животноводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. От состояния ее развития в прямой зависимости находится эффективность землепользования, возможность соблюдения классического севооборота.
Продукт отрасли - молоко - незаменимый элемент в детском и диетическом питании, от уровня потребления которого зависит здоровье нации.
Стратегия развития сельского хозяйства Белгородской области предусматривает увеличение производства молока в общественном секторе к 2008 году до 600 тысяч тонн. Это позволит обеспечить его потребление населением на уровне не ниже физиологических норм, создать новые рабочие места, значительно повысить материальное благосостояние и качество жизни сельских жителей.
В целях обеспечения выполнения поставленных задач правительство области постановляет:
1. Поддержать Концепцию наращивания объемов производства молока в 2005 - 2014 годах, предложенную департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области (приложение N 1).
2. В целях обеспечения реализации Концепции наращивания объемов производства молока в 2005 - 2014 годах образовать при губернаторе области Координационный совет по развитию молочного животноводства в Белгородской области и утвердить его состав (прилагается).
3. Утвердить положение о Координационном совете по развитию молочного животноводства в Белгородской области (прилагается).
4. Рекомендовать Координационному совету по развитию молочного животноводства в Белгородской области организовать Ассоциацию производителей молока, в уставных документах которой предусмотреть право контроля выполнения задач, определенных Концепцией наращивания объемов производства молока в 2005 - 2014 годах.
5. Определить базовыми в молочном животноводстве:
- бизнес-расчет развития фермы по производству 1000 голов нетелей в год (приложение N 2);
- бизнес-расчет развития фермы по производству молока на 400 коров (приложение N 3).
6. Рекомендовать для хозяйствующих субъектов, занимающихся производством ремонтного молодняка и молока, принять к исполнению план организации кормопроизводства (приложение N 4).
7. Установить следующие меры поддержки развития молочного животноводства:
- дотации из областного бюджета на приобретение ремонтного молодняка крупного рогатого скота для строящихся и реконструируемых молочных и нетельных ферм из расчета 4000 (четыре тысячи) рублей без НДС на 1 голову с последующей ежегодной индексацией по предложению департамента агропромышленного комплекса Белгородской области;
- субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков для строительства и реконструкции молочных и нетельных ферм, приобретения техники и оборудования из расчета 90 процентов ставки банка, но не выше ставки рефинансирования Центрального банка России, исходя из лимитов инвестиционных затрат:
при использовании отечественных технологий и оборудования - не более 45000 (сорок пять тысяч) рублей в расчете на одну корову и 30000 (тридцать тысяч) рублей в расчете на одну нетель,
при использовании зарубежных технологий и оборудования - не более 85000 (восемьдесят пять тысяч) рублей в расчете на одну корову и 57000 (пятьдесят семь тысяч) рублей в расчете на одну нетель;
(в ред. постановления правительства Белгородской области от 16.12.2005 N 239-пп)
- поставка на условиях лизинга оборудования для животноводческих ферм и кормоуборочной техники с погашением 90 процентов ставки банка по кредитам, привлеченным для обслуживания лизинговых платежей, но не выше ставки рефинансирования Центрального банка России;
- предоставление по предложению Координационного совета гарантий областного бюджета для привлечения на развитие молочного животноводства кредитных ресурсов, займов и участие государства в реализации проектов в форме государственного коммерческого партнерства;
- включение в соответствующие областные программы подведение наружных сетей электро-, водо- и газоснабжения, дорог с твердым покрытием к строящимся и реконструируемым молочным и нетельным фермам.
8. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.) при уточнении областного бюджета по результатам работы за первое полугодие 2005 года внести на рассмотрение областной Думы предложение об увеличении расходов областного бюджета в 2005 году на поддержку развития молочного животноводства в Белгородской области по следующим направлениям:
- дотации органам местного самоуправления муниципальных образований в области на закуп ремонтного молодняка крупного рогатого скота хозяйствующим субъектам, включенным в областную инвестиционную программу увеличения производства молока;
- субсидии по статье "Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях" раздела "Сельское хозяйство и рыболовство" на возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков для строительства и реконструкции молочных и нетельных ферм, приобретения технологического оборудования и техники из расчета 90 процентов ставки банка, но не выше ставки рефинансирования Центрального банка России для участников программы, исходя из лимитов инвестиционных затрат:
при использовании отечественных технологий и оборудования - не более 45000 (сорок пять тысяч) рублей в расчете на 1 корову и 30000 (тридцать тысяч) рублей в расчете на 1 нетель;
при использовании зарубежных технологий и оборудования - не более 85000 (восемьдесят пять тысяч) рублей в расчете на 1 корову и 57000 (пятьдесят семь тысяч) рублей в расчете на одну нетель.
(в ред. постановления правительства Белгородской области от 16.12.2005 N 239-пп)
9. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.) осуществлять текущее финансирование расходов, предусмотренных в пункте 8 настоящего постановления, до внесения изменений в закон об областном бюджете на 2005 год за счет средств, предусмотренных в областном бюджете по статье "Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях" раздела "Сельское хозяйство и рыболовство".
10. Предоставить право департаменту агропромышленного комплекса Белгородской области (Родионов В.Я.) в пределах годового лимита дотаций на приобретение ремонтного молодняка устанавливать иные нормы дотаций по закупу высокопродуктивного племенного молодняка.
(п. 10 введен постановлением правительства Белгородской области от 01.07.2005 N 150-пп; в ред. постановления правительства Белгородской области от 28.07.2008 N 187-пп)
11. Департаменту агропромышленного комплекса Белгородской области (Родионов В.Я.) создать специальную комиссию, уполномоченную принимать решения о приобретении высокопродуктивного племенного молодняка и устанавливать размер дотаций по компенсации затрат на его приобретение.
(п. 11 введен постановлением правительства Белгородской области от 01.07.2005 N 150-пп; в ред. постановления правительства Белгородской области от 28.07.2008 N 187-пп)
12. Департаментам финансов и бюджетной политики (Боровик В.Ф.), агропромышленного комплекса (Родионов В.Я.) Белгородской области при формировании проектов областного бюджета на 2006 - 2008 годы предусмотреть средства государственной поддержки на приобретение молодняка крупного рогатого скота и возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 8 настоящего постановления.
(в ред. постановления правительства Белгородской области от 28.07.2008 N 187-пп)
13. Утвердить порядок предоставления дотаций из областного бюджета на закуп ремонтного молодняка крупного рогатого скота в 2005 году органам местного самоуправления муниципальных образований в области (прилагается).
Субсидирование процентной ставки по привлеченным коммерческим кредитам осуществляется согласно порядку, утвержденному постановлением правительства Белгородской области от 4 февраля 2005 года N 28-пп "О механизме и порядке выделения в 2005 году средств областного бюджета на реализацию областных программ и мероприятий в сельском хозяйстве".
14. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных образований в области определить ответственных исполнителей за организацию развития молочного животноводства.
15. Департаментам экономического развития (Зотов В.Ф.), строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (Калашников Н.В.) Белгородской области включать в соответствующие областные программы подведение наружных сетей электро-, водо- и газоснабжения, дорог с твердым покрытием к строящимся и реконструируемым молочным и нетельным фермам.
16. Департаменту агропромышленного комплекса Белгородской области (Родионов В.Я.) организовать контроль за соблюдением зоотехнических норм и правил содержания животных, обеспечить проведение необходимых диагностических, ветеринарно-профилактических мероприятий, а также организационно-методическое сопровождение выращивания кормовых культур и технологий заготовки кормов.
(в ред. постановления правительства Белгородской области от 28.07.2008 N 187-пп)
17. Контроль за исполнением постановления возложить на департаменты агропромышленного комплекса (Родионов В.Я.), финансов и бюджетной политики (Боровик В.Ф.) Белгородской области.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 января, начиная с 2006 года.
(в ред. постановления правительства Белгородской области от 28.07.2008 N 187-пп)
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ НАРАЩИВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В 2005 - 2014 ГОДАХ
В настоящее время в России в целом и в Белгородской области в частности наблюдается сокращение молочного производства. Уменьшается поголовье крупного рогатого скота и производство молока и продуктов его переработки. В то же время растут импортные поставки молока и молокопродуктов из Финляндии, Польши, Украины, Белоруссии и других стран.
Наблюдаемый в последние годы резкий диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, снижение уровня обеспечения животных кормами, монополия перерабатывающей промышленности и ряд других объективных и субъективных причин привели к существенному сокращению численности поголовья молочного скота, валового производства и реализации молока.
В Белгородской области в 2004 году по сравнению с 1990 годом производство молока в сельскохозяйственных предприятиях уменьшилось с 850,6 до 329,4 тыс. тонн или в 2,6 раза. Поголовье дойного стада в хозяйствах области на 1 января 2005 года составляет 90,1 тыс. голов, что на 13,3 тыс. голов меньше, чем было на эту дату в 2004 году.
Из 253 хозяйств, занимающихся производством молока в 2004 году, в 64 (25 процентов) продуктивность коров была более 4 тонн за одну лактацию, в 92 хозяйствах (36 процентов) годовая продуктивность более 3 тонн, в остальных 97 хозяйствах (39 процентов) продуктивность коров составила менее 3 тонн.
Главными причинами такого положения дел в молочном животноводстве являются длительный срок окупаемости инвестиций и устаревшие технологии производства молока. Существующие технологии с использованием старых машин и оборудования требуют большого количества ресурсов, а получаемая в результате их применения продукция животноводства неконкурентоспособна по ценовым и качественным параметрам. Кроме того, здания и оборудование молочнотоварных ферм и ферм по выращиванию ремонтного молодняка в значительной степени выработали свой ресурс.
В то же время внедрение на отдельных сельскохозяйственных предприятиях России современных технологий содержания и кормления коров, а также наблюдающееся общее повышение закупочных цен на молоко доказывают, что молочное скотоводство переходит в разряд рентабельных и перспективных отраслей сельского хозяйства.
Исходя из задач, определенных Стратегией развития сельского хозяйства Белгородской области до 2010 года, для преодоления критического положения в отрасли молочного животноводства и переводу ее в разряд рентабельных необходимо проведение комплекса мероприятий, включающих государственную поддержку сельскохозяйственных предприятий и внедрение современных, ресурсосберегающих технологий, что позволит значительно увеличить объемы производства молока и уменьшить срок окупаемости оборудования.
Основными задачами Концепции наращивания объемов производства молока в 2005 - 2014 годах (далее - Концепция) являются:
1) реализация инвестиционного проекта по увеличению объемов производства молока в сельскохозяйственных предприятиях на 579 тысяч тонн до 2014 года и доведение его производства во всех категориях хозяйств до 1 миллиона тонн;
2) повышение качества получаемого молока.
Для выполнения этих задач необходимо решить следующие вопросы:
- приобретение дополнительного количества молодняка молочного скота, главным образом у населения (до 15 тыс. голов в год в течение 4 лет);
- строительство новых и реконструкция старых ферм по выращиванию ремонтного молодняка (из расчета затрат на строительство или реконструкцию не более 30 тыс. рублей на 1 нетель);
- строительство новых и реконструкция старых ферм по содержанию продуктивных коров (из расчета затрат на строительство или реконструкцию не более 45 тыс. рублей на 1 корову);
- создание кормовой базы в сельскохозяйственных предприятиях области из расчета не менее 2 га кормовых угодий на 1 корову с учетом ремонтного молодняка;
- обеспечение ферм квалифицированными специалистами.
Участниками инвестиционного проекта по увеличению объемов производства молока (далее - Проект) должны стать 150 - 200 средних молочно-товарных ферм на 400 - 500 голов со средней продуктивностью 7 тонн молока в год от 1 коровы, а также необходимое количество ферм по выращиванию нетелей (не менее 13 тыс. голов в год).
Внедрению новых технологий должно предшествовать развитие кормовой базы и четко спланированная организация труда. Воспроизводство и селекционно-племенную работу необходимо построить исходя из конкретных условий хозяйства и направить на решение главной задачи - обеспечение создания высокопродуктивного стада. Ведущую роль в деле обеспечения сохранности крупного рогатого скота и улучшения генетического потенциала молочного поголовья должны играть ветеринарная и племенная службы.
В целях решения этой проблемы в масштабах области необходимо максимально задействовать ремонтный молодняк крупного рогатого скота, закупленный в личных хозяйствах граждан, использовать искусственное осеменение маточного поголовья семенем быков-улучшателей, обеспечить выращивание ремонтных телок, подготовку нетелей к отелу и раздой первотелок в соответствии с требованиями современных технологий. Координирование и организацию решения перечисленных вопросов осуществляет управление ветеринарии при правительстве области.
Бизнес-расчет производства молока при ежегодной закупке у населения по 15000 телочек (2005 - 2008 г.г.)
Показатели | Годы | ||||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
1 | Закупка телочек (гол.) | 15000 | 15000 | 15000 | 15000 | - | - | - | - | - | - |
2 | Поголовье коров (гол.) | - | - | 12750 | 24250 | 38800 | 55900 | 60100 | 65300 | 69500 | 72400 |
3 | Продуктивность (кг/гол., год) | - | - | 4500 | 5000 | 5500 | 6000 | 6500 | 7000 | 7500 | 8000 |
4 | Производство молока (тыс. тонн) | 57 | 121 | 213 | 313 | 391 | 451 | 521 | 579 | ||
5 | Выручка при цене 7 руб/кг (млн. руб.) | - | - | 402 | 849 | 1494 | 2348 | 2735 | 3200 | 3649 | 4054 |
6 | Кол-во молока от одной коровы, направленного на окупаемость инвестиций (тонн) | - | - | 1,5 | 1,7 | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 3,0 |
7 | Общее кол-во молока, направленного на окупаемость (тыс. тонн) | - | - | 19,1 | 41,2 | 73,7 | 117,4 | 138,2 | 163,2 | 194,6 | 217,2 |
8 | Выручка от его продажи (прибыль), млн. руб. | - | - | 134 | 289 | 516 | 822 | 968 | 1143 | 1362 | 1520 |
9 | В т.ч. нарастающим итогом (млн. руб.) | - | - | 134 | 423 | 939 | 1761 | 2729 | 3872 | 5234 | 6754 |
10 | Ежегодный ввод мощностей для коров | - | 12750 | 11500 | 14550 | 17100 | 4200 | 5200 | 4200 | 2900 | |
11 | Объем инвестиций (кап. вложения) из расчета 45 тыс. руб. на одну корову (млн. руб.) | - | 574 | 517 | 655 | 769 | 189 | 234 | 189 | 130 | |
12 | В т.ч. инвестиции нарастающим итогом (млн. руб.) | - | 574 | 1091 | 1746 | 2515 | 2704 | 2938 | 3127 | 3257 | |
13 | Финансовый результат (стр. 9 - стр. 12), млн. руб. (кредит -, прибыль +, нарастающим итогом) | - | -574 | -957 | -1323 | -1576 | -943 | -209 | 745 | 1977 | 3497 |
14 | Расчетный объем бюджетной поддержки на субсидирование 90% ставки банка (млн. руб.) | - | 69 | 115 | 159 | 189 | 113 | 25 | - | - | - |
15 | Объем бюджетной поддержки на закуп молодняка при цене 4000 руб. за 1 голову (млн. руб.) | 60 | 60 | 60 | 60 | - | - | - | - | - | - |
16 | Общий объем бюджетной поддержки (14 + 15) млн. руб. | 60 | 129 | 175 | 219 | 189 | 113 | 25 | - | - | - |
17 | В т.ч. нарастающим итогом (млн. руб.) | 60 | 189 | 364 | 583 | 772 | 885 | 910 | - | - | - |