Практическая реализация Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", вступившего в силу в апреле 1992 года, показала его действенность в части формирования государственной политики и обеспечения прав и законных интересов потребителей.
В Белгородской области работа по реализации государственной политики по защите потребительских прав и интересов граждан и созданию региональной системы проходила поэтапно.
На первом этапе администрацией области были приняты меры по созданию соответствующих служб как в структуре исполнительной власти области, так и на муниципальном уровне, развитию и поддержке общественного движения потребителей.
В 1994 году была разработана и утверждена главой администрации области первая региональная программа по защите прав потребителей на 1995 - 2000 годы.
В последующий период и до настоящего времени деятельность в сфере защиты прав потребителей на территории области осуществляется в соответствии с региональной комплексной программой по защите прав потребителей в Белгородской области на 2001 - 2005 годы.
Работа по реализации программных мероприятий по защите прав потребителей стала составляющим условием достижения долгосрочных целей, содержащихся в Программе улучшения качества жизни населения Белгородской области.
С целью создания благоприятных условий для населения был разработан и утвержден ряд организационно-распорядительных документов, обеспечивающих дополнительную защиту прав граждан-потребителей. Среди них постановления о дальнейшем повышении уровня бытового обслуживания населения; о предотвращении реализации лекарственных медико-профилактических средств, являющихся подделками или незаконными копиями; об организации производства экологически чистой продукции и полном недопущении использования генетически модифицированных источников на территории области и другие.
Другим стратегическим направлением является работа по обеспечению контроля и надзора за безопасностью продукции и услуг, а также предотвращению поступления на территорию области некачественных и опасных товаров.
Важным этапом в укреплении региональной системы защиты прав потребителей стало создание в 1999 году Межведомственного координационного совета по защите прав потребителей Белгородской области.
Приоритетное место в вопросах обеспечения и защиты потребительских прав жителей области занимает внедрение и развитие потребительского образования.
За прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения областных семинаров и научно-практических конференций. Внедрено изучение основ потребительских знаний в систему основного и дополнительного образования молодежи. Прочно вошла в практику областная акция "Потребительские знания - в каждую семью!", организуемая в рамках празднования Всемирного дня потребителя. Традиционным стало сотрудничество со средствами массовой информации.
Для обеспечения действенности государственной потребительской политики организовывались и проводились конкурсы профессионального мастерства среди продавцов, поваров, кондитеров, парикмахеров, а также областной смотр рынков.
Ежегодно в органы власти Белгородской области обращается более пяти тысяч потребителей по поводу нарушения потребительских прав.
Накопленный практический и юридический опыт позволяет специалистам по защите прав потребителей 97 процентов всех конфликтных ситуаций с продавцами и исполнителями услуг разрешать в досудебном порядке в пользу потребителя и возмещать понесенный материальный ущерб в полном объеме. Как правило, в течение года в семейные бюджеты потребителей в целом по области возвращается около 3,0 млн. рублей.
За последние три года отмечен рост более чем на 30 процентов устных обращений потребителей консультационного характера в целях самостоятельного урегулирования спорных ситуаций. За устными консультациями в органы власти ежегодно обращаются порядка 3 - 3,5 тысяч человек.
Главный итог всей проводимой работы заключается в том, что, благодаря принимаемым мерам, в области сложилась и действует государственная система защиты прав потребителей, а жители области заняли прочное положение на потребительском рынке и получили реальную возможность отстаивать свои потребительские права.
Анализируя состояние регионального потребительского рынка за последнее время, следует отметить его стабильность и активное развитие.
В первом полугодии 2005 года оборот розничной торговли области составил 21 млрд. рублей и превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 18 процентов. Оборот общественного питания составил 744,1 млн. рублей и превысил в сопоставимых ценах уровень прошлого года на 3 процента. В расчете на душу населения с начала года продано товаров в области на 13,9 тыс. рублей, оказано услуг общественного питания на 492 рубля.
Заметно совершенствуется организация торговых процессов. Стараясь привлечь покупателей, торговые предприятия активно применяют различные системы дисконтных карт, предоставляют кредиты и дополнительные услуги, используют новые направления, в том числе и за счет появления на потребительском рынке новых предложений (электронная торговля, телевизионная продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы).
Существенным разнообразием в последнее время стал отличаться и рынок платных услуг, предоставляемых жителям области. В этом секторе потребительского рынка также появились новые характерные для рыночной экономики виды услуг.
К их числу следует отнести аудиторские, риэлтерские, рекламные, консалтинговые, лизинговые, оценочные услуги.
За январь - июнь 2005 года населению области оказано платных услуг на 6338 млн. рублей, что на 5,3 процента больше, чем в аналогичном периоде 2004 года. На душу населения платных услуг в первом полугодии текущего года оказано на 4193 рубля, в том числе бытовых услуг на 582 рубля.
Позитивные тенденции в экономике, происходящие в последние годы, значительно способствуют изменению номенклатуры потребительского рынка, а значит выдвигают качественно новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей и требуют новых организационных подходов.
С расширением спектра вопросов, возникающих в различных сферах потребительского рынка, актуальным становится вопрос об организации обучения и повышения квалификации специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи.
Не в полную меру реализованы полномочия и задействован потенциал общественных объединений потребителей.
Решение этих задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходима целостная долгосрочная программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на региональном уровне с учетом местных условий.
Разработанный комплекс программных мероприятий позволит определить основные этапы дальнейшего развития и укрепления региональной государственной системы защиты прав потребителей, установит механизм реализации и конечные цели и задачи в этой сфере на предстоящее пятилетие с учетом местных условий.
Опираясь на наработанный потенциал, региональная комплексная программа по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей и соблюдение конституционных прав и свобод граждан-потребителей.