Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования
Наименование учреждений | Количество преподава- телей | С ученой степенью | Доктора наук | Кандидаты наук | Высшая квалифика- ционная категория | Первая квалифи- кационная категория | Вторая квалифи- кационная категория | Заслуженные учителя, работники | Отличники народного просвеще- ния | Почетные работники |
Белгородский государственный университет | 818 | 440 | 98 | 342 | - | - | 1 | 13 | 36 | 26 |
Алексеевский педагогический колледж | 48 | - | - | - | 23 | 12 | 7 | 4 | 7 | 5 |
Белгородский педагогический колледж | 100 | 3 | - | 3 | 68 | 21 | 4 | 8 | 38 | 5 |
Валуйский педагогический колледж | 83 | - | - | - | 50 | 16 | 12 | 2 | 16 | 6 |
Старооскольский педагогический колледж | 70 | 2 | - | 2 | 36 | 18 | 3 | 2 | 14 | 10 |
Яковлевское педагогическое училище | 55 | 1 | - | 1 | 50 | 3 | 2 | - | 10 | 9 |
Региональный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов | 85 | 39 | 3 | 36 | - | - | - | 3 | 14 | 3 |
Итого: | 1259 | 485 | 101 | 384 | 227 | 70 | 28 | 32 | 135 | 64 |
Об уровне профессиональной компетентности и мастерства преподавателей педагогических ссузов свидетельствует и тот факт, что 227 человек имеют высшую квалификационную категорию, 70 человек - первую квалификационную категорию, 28 человек - вторую квалификационную категорию.
В составе преподавателей вузов и ссузов области работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры, заслуженные работники физической культуры и др., педагоги, награжденные орденами и медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего и среднего профессионального образования. Все это подтверждает то, что качественный состав преподавательского корпуса высшего и среднего профессионального образования области позволяет осуществлять подготовку и переподготовку учительских кадров на достаточно высоком уровне.
Высшие и средние учреждения педагогического образования области ежегодно выпускают около полутора тысяч молодых специалистов, что в целом восполняет потребности региона в педагогических кадрах. Педагогические учебные заведения направляют своих выпускников в 1499 образовательных учреждения области дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, в которых обучается 463,6 тысячи человек и трудится 33,1 тысячи педагогических работников. Выпускники Белгородского государственного университета работают не только в системе общего образования, но и начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. С учетом активно развивающейся в университете аспирантуры и докторантуры идет процесс пополнения кадров высшей квалификации из числа своих же выпускников.
Основную часть педагогических работников в области составляют учителя школ - 17,4 тыс. человек и воспитатели дошкольных образовательных учреждений - 5,5 тыс. человек. Учительский корпус обеспечивает работу 775 школ, из которых 155 - начальные, 174 - основные и 466 - полные средние школы. Для прогноза развития и реструктуризации школ важно иметь в виду, что в 72 начальных школах численность учащихся составляет менее 10 учащихся в каждой школе, в 75 основных школах численность составляет менее 40 человек. Понимая всю важность и социальную ответственность за деятельность малокомплектных сельских школ, правительство Белгородской области делает все возможное для их сохранения и дальнейшего развития. В соответствии с реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений разработаны вариативные, гибкие модели взаимодействия дошкольных учреждений и начальных школ, основных и полных средних школ, расположенных в сельской местности.
Из общего количества учителей высшее образование имеют более 87 процентов, что выше среднего показателя по Центральному федеральному округу (83,5 процента). В то же время число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 20 процентов, а в ряде районов области, таких как Валуйский, Ивнянский, Новооскольский, Прохоровский, Ровеньский, Чернянский и др., этот показатель колеблется от 4 до 8 процентов, что в перспективе будет выступать сдерживающим фактором организации профильного, углубленного обучения детей.
Проблема кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных и профессиональных школ требует серьезного к себе внимания еще и в связи со старением педагогических кадров. В возрасте старше 50 лет работает 32 процента учителей, из них четвертая часть - учителя пенсионного возраста; в системе начального и среднего профессионального образования число таких преподавателей составляет 35 процентов. В БелГУ в возрасте от 50 до 60 лет работает 139 человек, что составляет почти 18 процентов от общего числа профессорско-преподавательского состава, из них профессоров, доцентов - 103 человека. В возрасте старше 60 лет - 105 человек, что составляет 13,5 процентов от общего состава, из них профессоров, доцентов - 81 человек. Таким образом, 31,5 процентов профессорско-преподавательского состава в БелГУ составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста.