Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ" (с изменениями на: 18.09.2010)

Таблица 2


      Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (по возрасту)

 Наименование

 учреждения        

 Всего

преподавателей

 До

30 лет

30 - 39

 лет  

40 - 49

 лет  

50 - 59

 лет  

 60 и

более лет

Белгородский государствен-

ный университет           

 818

 169

 170

 324

 148

 107

Алексеевский педколледж   

 48

 8

 23

 8

 6

 3

Белгородский педколледж   

 100

 6

 9

 37

 41

 7

Валуйский педколледж      

 83

 3

 10

 28

 36

 6

Старооскольский педколледж

 70

 4

 15

 28

 20

 3

Яковлевское педучилище    

 55

 7

 11

 18

 17

 2

Белгородский региональный

институт повышения квали-

фикации и переподготовки

специалистов              

 85

 8

 22

 27

 23

 5

Итого:                    

 1259

 205

 260

 370

 291

 133


В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования области в последние годы была проведена серьезная работа по внедрению новых стандартов педагогического образования, по переводу педагогических колледжей и училищ на реализацию профессиональных образовательных программ повышенного уровня, обеспечивающих более качественную подготовку специалистов. В БелГУ, педагогических колледжах и училищах были открыты востребованные временем специальности, такие как "Социальная педагогика", "Информатика", "Педагогика дополнительного образования", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Специальное дошкольное образование", "Изобразительное искусство", "Логопедия" и др.

В ряде педагогических колледжей и училищ осваиваются программы дополнительной подготовки по иностранному языку, информатике, ритмике и хореографии, которые позволяют повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность выпускников со средним педагогическим образованием.

Одним из перспективных направлений в решении вопросов подготовки конкурентоспособных кадров для региона является интеграция высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, предполагающая подготовку специалистов с высшим образованием на основе сопряженных учебных планов. В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 27 марта 2003 года N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций" управлением образования и науки Белгородской области и ректоратом БелГУ создана ассоциация "Белгородский университетский комплекс", в которую вошли все средние профессиональные педагогические учебные заведения, базовые школы, учреждения дополнительного образования, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Данная ассоциация создана с целью формирования инновационного образовательного пространства, совершенствования системы непрерывного педагогического образования, обеспечения адаптации выпускников образовательных учреждений к социальным, профессиональным, культурным запросам общества и изменениям рынка труда. Это особенно важно для педагогических колледжей и училищ, так как, находясь в рамках среднего профессионального образовательного пространства, они интегрируются с вузами в учебно-методической и научной деятельности, что позволяет более рационально и эффективно использовать кадровый потенциал, учебно-материальную базу, финансовые и материальные ресурсы. Кроме Белгородского государственного университета, Алексеевский педагогический колледж сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом и Елецким государственным университетом, Белгородский педагогический колледж и Яковлевское педагогическое училище - с Курским и Орловским государственными университетами, Валуйский педагогический колледж - с Воронежским государственным педагогическим университетом, Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры; Старооскольский педагогический колледж - с Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры, по тем специальностям, которые отсутствуют в БелГУ.

Оправдала себя идея создания на базе Старооскольского педагогического колледжа филиала Белгородского государственного университета, в котором студенты обучаются по таким педагогическим специальностям, как "Информатика с дополнительной специальностью английский язык", "Педагогика и методика начального образования", "Русский язык и литература", "Физическая культура", "Иностранный язык". Факт создания филиала существенно расширил возможности взаимодействия учебных заведений в повышении профессиональной педагогической культуры преподавателей, развития научного и творческого потенциала педагогов, студенческой науки, культурно-массовой и спортивной работы с молодежью.

Основные направления модернизации педагогического образования в регионе обусловлены инновационными процессами, происходящими в системе образования в целом. В этой связи перед профессиональными педагогическими учебными заведениями области встает ряд новых задач.

Современный учитель должен быть подготовлен к работе в профильной школе, позволяющей осуществлять углубленную подготовку по желанию учащихся по естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому и другим профилям. С учетом того, что профильное обучение будет реализовываться не только в элитных, но и в обычных общеобразовательных школах, в том числе и в малокомплектных сельских школах, возникает необходимость обязательной подготовки будущих и уже работающих учителей к осуществлению предпрофильного (в 9 классе) и профильного обучения (в 10 - 11 классах). Специфика деятельности сельских школ в Белгородской области обусловливает особенности подготовки к учебной и воспитательной работе с учащимися в условиях малокомплектной школы, формирование у будущих учителей мотивационной готовности к работе в сельской местности.

Насущной потребностью современного человека становится знание иностранного языка, поэтому в процессе модернизации образования предусматривается введение иностранного языка со 2 класса, обеспечивающее развитие коммуникативной иноязычной культуры, освоение разговорного иностранного языка. Это, в свою очередь, требует соответствующей подготовки учительских кадров как в вузах и ссузах, так и в системе повышения квалификации, оказания информационной и содержательной поддержки по внедрению курса "Методика преподавания иностранных языков в начальной школе". В профильной школе гуманитарной направленности предполагается изучение второго иностранного языка, что значительно расширяет перспективы работы в глобальных компьютерных сетях.

На протяжении последних трех лет усилиями управления образования и науки области, Белгородского государственного университета, центра Интернет-образования в Белгородской области сделаны значительные шаги по компьютеризации образовательных учреждений, прежде всего в отношении развития материальной, учебной базы, повышения компьютерной грамотности обучающих и обучаемых. Заметные результаты в компьютеризации образовательного процесса сделаны в Белгородском государственном университете, Алексеевском и Старооскольском педагогических колледжах. Однако около 80 процентов учителей области не владеет компьютерными технологиями обучения, что сдерживает внедрение новых технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы, формирование информационной культуры учащихся.

Особого внимания требует проблема подготовки для области педагогов-дефектологов в связи с тем, что около 5 процентов детей, проживающих в области, нуждаются в специальной коррекционной помощи (дети с дефектами слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Постоянно растет число детей, имеющих отклонения в состоянии физического и психического здоровья. В области открыты в общеобразовательных школах 142 класса для детей с ограниченными возможностями, кроме того, работают 11 специальных коррекционных школ-интернатов, 3 специальные коррекционные школы и 1 специальный коррекционный детский дом, но, как правило, с детьми такой категории работают педагоги, не имеющие специальной подготовки. В то же время образовательные учреждения области только на 35 процентов укомплектованы педагогами-психологами, на 52 процента - социальными педагогами. Это, в первую очередь, касается образовательных учреждений в сельской местности. Все это обусловливает возрастание роли социально-педагогических, медико-психологических функций дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, следовательно, и особую востребованность специалистов данного профиля. Между тем в педагогических учебных заведениях области подготовка специалистов данного направления в полном объеме не ведется. На сегодняшний день только 16 процентов педагогов, работающих с такими детьми, имеют специальное дефектологическое образование.

Для системы общего и начального профессионального образования в области принципиальное значение имеет решение проблемы подготовки учителей технологии, мастеров и преподавателей производственного обучения. В настоящее время лишь около половины преподавателей спецдисциплин имеют педагогическое образование, а дефицит мастеров производственного обучения составляет около 300 человек. В учреждениях начального профессионального образования существенно обновляется содержание обучения, изменяются модули профессиональной подготовки рабочих, разрабатываются совмещенные образовательные программы начального и среднего профессионального образования. Все это потребует привлечения в систему образования новых инженерно-педагогических кадров.

В рамках Программы необходимо решить ряд проблем, связанных с возрождением системы работы вузов и ссузов по педагогической профориентации среди учащейся молодежи, повышением престижа профессии педагога, созданием благоприятных социально-экономических и психоэмоциональных условий для плодотворной педагогической деятельности. Эти проблемы между собой тесно связаны, и решение каждой из них будет способствовать укреплению кадрового состава педагогических работников области.

Профессия учителя сегодня становится малопривлекательной. Абитуриентами педагогических учебных заведений становится самая неподготовленная часть выпускников школ. А если принять во внимание и то обстоятельство, что у большинства поступающих на педагогические специальности отсутствует профессионально-педагогическая мотивация, то нетрудно спрогнозировать качественный состав молодежи, поступающей на педагогические специальности.

В течение многих лет в области, как и в России в целом, слабо решается проблема привлечения в школу учителей-мужчин. В школах Белгородчины работают в основном женщины: в 5 - 11 классах - 89,2 процента; в начальных классах - 99,6 процента; в дошкольных образовательных учреждениях работают почти все женщины. Основная часть молодых учителей-мужчин после создания семьи, рождения детей, как правило, уходит из системы образования по материальным соображениям. Непривлекательные стороны педагогического труда, такие как низкая оплата труда, недостаток свободного времени, большой объем учебной и воспитательной работы снижают социальную значимость учительского труда. Необходимо вводить стимулирующие формы оплаты труда работников педагогического образования, дополнительные формы стипендиального обеспечения студентов педагогических училищ, колледжей, вузов; разработать и внедрить социальные гарантии обучающимся и работникам системы непрерывного педагогического образования. Необходимо в полной мере реализовать приоритетное положение, зафиксированное в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., об отсрочке призыва в ряды Вооруженных сил выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах. Повышение социальной ценности труда учителя, его общественного престижа обеспечит приток в педагогические учебные заведения наиболее подготовленной, педагогически ориентированной части молодежи, а это будет способствовать более устойчивому социально-экономическому росту.

Эффективность профессионального образования будет обеспечена при условии разработки и реализации на общегосударственном и региональном уровнях системы определения потребности в специалистах на основе объективной информации. В настоящее время наблюдается избыток выпускников с высшим педагогическим образованием по таким специальностям, как химия, география, история. В то же время остро недостает учителей английского и немецкого языков, учителей физической культуры, школьных психологов, учителей информатики и вычислительной техники, технологии.

Сложившаяся ситуация с трудоустройством выпускников системы педагогического образования требует более гибкого реагирования на изменения рынка труда. Основными заказчиками выпускников педагогических образовательных учреждений по-прежнему остаются управление образования и науки Белгородской области, муниципальные органы управления образованием. Первостепенным в этой связи является решение задач, связанных с усилением адресности подготовки специалистов, максимальной ориентации на запросы образовательных учреждений, но при обязательном сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории и профессионального становления.

Важной проблемой является проведение целевого набора - создание условий для получения сельской молодежью высшего педагогического образования. Решение этой проблемы направлено на обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений в небольших населенных пунктах. В этом отношении своевременным явилось принятое постановление правительства Белгородской области от 29 июля 2005 года N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области". Наличие трехстороннего договора, заключаемого между студентом, школой и управлением образования и науки Белгородской области при целевом наборе в университет, предусматривает трудоустройство выпускника в этой же школе, прохождение педагогических практик, подготовку на материале школы курсовых и дипломных работ. Однако существующая практика целевого набора нуждается в совершенствовании законодательной базы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это особенно важно в связи с отменой государственного распределения молодых специалистов. Сохранение и развитие целевой подготовки специалистов в высшей и средней профессиональной педагогической школе может рассматриваться как своеобразная ступень к предстоящему переходу на систему государственного заказа.

Формирование личности школьника не может ограничиваться только рамками учебного процесса. Поэтому важное место в модернизации педагогического образования занимает подготовка будущих учителей к организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы. По известным причинам объективного и субъективного характера последнего десятилетия внимание к воспитательным проблемам в образовательных учреждениях существенно ослаблено. Деятельность института классного руководства требует серьезного переосмысления как в организационном, содержательном, так и в кадровом отношениях. Выпускники педагогических учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации воспитательной работы с детьми, с родителями учащихся, в изучении и объяснении индивидуальных, психологических особенностей детей.

Необходима более целенаправленная работа по подготовке специалистов дополнительного образования. Только в Старооскольском педагогическом колледже осуществляется подготовка данного профиля. В Белгородском государственном университете подготовка специалистов дополнительного образования пока не ведется. Между тем такие специалисты будут очень востребованы в сельских культурно-образовательных комплексах (УВК), в городских школах, в учреждениях дополнительного образования.

Реализация основных направлений модернизации педагогического образования в регионе потребует некоторых организационно-структурных преобразований: создания новых учебно-научных подразделений, реструктуризации существующей системы управления научно-педагогической деятельностью высшей и средней профессиональной педагогической школы.

Белгородский государственный университет является главной кузницей педагогических кадров для области. В числе немногих новых государственных университетов в России, созданных на базе педагогических университетов, в БелГУ в полном объеме сохранена подготовка учительских кадров. Интенсивно развивающаяся учебно-материальная база, возросший кадровый потенциал, современная культурно-образовательная инфраструктура университета положительно сказываются на подготовке будущих учителей.

Объективно возрастающие требования к классическому университету как региональному центру науки на первый план выдвигают решение проблем новых классических специальностей высшего профессионального образования - математического, филологического, биологического, а также экономического, юридического, медицинского образования, подготовки специалистов разных образовательных профилей. В этой связи возникает необходимость изучения вопроса о создании в структуре Белгородского государственного университета педагогического института, объединяющего факультеты и кафедры, осуществляющие подготовку учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования в полном соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального педагогического образования. В условиях педагогического института должна быть создана особая, профессионально-ориентированная образовательная среда, способствующая профессиональному и личностному становлению учителя-воспитателя.

Важные функции в процессе модернизации педагогического образования области выполняет Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (далее - БРИПКППС). Региональный институт принимает на себя основную ответственность за оперативность и качество переподготовки учителей и преподавателей, повышение их квалификации в связи с меняющимися условиями образования на всех ступенях общего и профессионального образования. Перед системой повышения квалификации и переподготовки специалистов ставится сложная задача перехода от объяснительно-иллюстративного, инструктивно-информационного обучения к личностно-ориентированному, субъект-субъектному взаимодействию в образовательном процессе. Необходимо широкое внедрение в работу по повышению квалификации индивидуально-творческих, дифференцированных форм работы со слушателями, усиление психолого-педагогической подготовки, освоение таких новых курсов, как "Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования", "Инновационные технологии в образовании", "Здоровьесберегающие образовательные технологии", "Формирование исследовательской культуры учителя" и других.

Качество подготовки работников образования во многом определяется состоянием педагогического образования на разных ступенях системы непрерывного педагогического образования, модернизация которого основывается на следующих принципах:

фундаментальности, т.е. научной основательности и высоком качестве предметной, психолого-педагогической, общекультурной и социогуманитарной подготовки;