Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в массовой информации. Это требует от органов власти повышения профессионального уровня служб, в компетенцию которых входит организация информационного обмена, а также совершенствования коммуникативной компетентности управленческих кадров и развития у них навыков комплексного социально ориентированного планирования их деятельности, которое позволяет с учетом получаемых в ходе информационного обмена данных прогнозировать и устранять социальные риски. Решение этих задач, безусловно, требует грамотных управленческих усилий, развития экономической базы и инфраструктуры, высокой профессиональной культуры в отраслях народного хозяйства. Но оно также требует доверия населения к власти, информированности о мотивах ее деятельности, повышения интереса людей к "созидательным вопросам", то есть в первую очередь к вопросам экономики и социальной сферы, в то время как сегодня в этом плане лидируют политика и криминальные новости.
Необходимость удовлетворения информационных потребностей общества обусловливает особую роль средств массовой информации (СМИ) и массовых коммуникаций (МК). При этом необходимо учитывать, что современные СМИ не только оперативно отражают происходящие в обществе события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором.
В связи с этим информационная политика предусматривает:
- эффективное регулирование взаимоотношений всех субъектов общественной жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создание системы независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связям с населением;
- создание условий, организация мероприятий, разработка мер по недопущению подчинения СМИ конъюнктурным интересам, снабжения СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией;
- организация и разработка мер по предотвращению создания информационных ресурсов, пропагандирующих насилие, экстремизм, ксенофобию, религиозную рознь, пропаганду наркомании, алкоголизма, порнографии;
- в пределах, установленных федеральным законодательством, во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти регулирование уровня компетенции и монополизации СМИ (препятствие уменьшению числа независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов, монополизации редакций и журналистов с целью манипулирования общественным мнением и искажения информации для своих интересов и предпочтений и т.п.);
- защита интересов социально уязвимых категорий граждан - детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов;
- защита интересов регионального рынка массовой информации и содействие развитию местных СМИ в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, создание условий для повышения их конкурентоспособности в условиях рынка;
- обеспечение информационной безопасности.
Основной задачей информационной политики по отношению к СМИ является реализация правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого решается комплекс вопросов государственной поддержки СМИ.
Важной является проблема информирования населения о деятельности органов власти и управления. Информационная политика предусматривает обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан, прямую и обратную связь общества и органов власти.