В 2002 - 2003 годах Белгородская область практически первой в России подошла к решению проблем качества жизни через систему конкретных мероприятий, сведенных в единую программу, получившую статус областного закона. Государственная информационная политика Белгородской области является составной частью стратегии социально-экономического развития региона, в основании которой лежит ориентация на улучшение качества жизни населения. Информационная политика органов государственной власти Белгородской области является одним из важнейших факторов реализации стратегии социального управления, обеспечения диалога власти и народа, формирования общественного сознания населения и должна:
- учитывать законы и способы функционирования информации;
- носить упреждающий характер;
- динамично отражать реальные процессы, происходящие в обществе;
- работать на достижение поставленных целей;
- являться одним из рычагов стратегического управления регионом.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение социально ориентированного информационного общества, органичное вхождение области на новом, более высоком уровне в российское и мировое информационное пространство, а также массовое медиа образование населения. Необходимым условием для этого является создание и развитие единого информационно-телекоммуникационного пространства области.
Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Белгородской области является недостаточная информационная доступность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также недостаточно организованная обратная связь с гражданами и организациями. Процесс получения информации неоправданно усложнен, значимая для общества информация предоставляется государственными органами не всегда своевременно. Реализация конституционного права граждан на получение информации в связи с этим затруднена. Для деятельности государственных органов нехарактерно развитие механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений. Консультации с представителями гражданского общества до принятия решений носят несистематический характер.
Основная задача сегодня - установить информационно-политические отношения диалогового, конструктивного характера на всех уровнях: власть - массовые коммуникации - население. При этом главным инструментом эффективной реализации информационной политики является идеология и основанная на ней законодательная база.
Учитывая, что общественно-политическая система страны все еще находится на этапе формирования, в силу чего на настоящий момент не сложились идейно-политические и иные общественные формы массового контакта с населением, единственным в этом смысле институтом информирования населения России сегодня являются средства массовой информации.
Таким образом, сколько-нибудь значительные информационные потоки в системе "Власть - Общество" объективно существуют в настоящее время только в виде системы "Власть - Средства массовой информации - Общество". Можно сделать вывод о том, что в формирующемся сегодня в России информационном обществе средства массовой информации играют основополагающую роль. В настоящее время главным источником получения информации о происходящих событиях и о мероприятиях, организованных органами власти для населения, остаются средства массовой информации, но все большее значение приобретают открытые информационные системы в сети Интернет, средства наружной рекламы, высокотехнологичные рекламно-информационные проекты.
Информационное пространство области представлено следующими средствами массовой информации:
- 8 общедоступных центральных телевизионных каналов;
- 2 областных телекомпании (ТРК "Мир Белогорья" и ТК "Приосколье");
- филиал ВГТРК - ГТРК "Белгород";
- 7 муниципальных и коммерческих телевещательных компаний;
- областное и местное радиовещание;
- 10 FM-радиостанций;
- 3 информационных агентства, распространяющих сведения посредством сети Internet;
- более 60 периодических изданий, распространяемых в киосках и по подписке, в том числе 3 областные газеты ("Белгородские известия", "Белгородская правда", "Смена") и 37 межрегиональных, городских и районных газет (общий тираж в 2006 году - 227 тысяч экземпляров), 5 областных коммерческих журналов и 40 специализированных газет.
Таким образом, информационное пространство области заполнено многочисленными разнообразными средствами массовой информации, выражающими самые различные точки зрения на те или иные события и явления, которые происходят в мире, России и области. Область находится на одном из ведущих мест в Российской Федерации по плотности подписки, по развитию и оснащенности районных и городских газет.
Между тем уровень развития информационного пространства в области объективно пришел в несоответствие с возрастающими и изменившимися потребностями общества и задачами, решаемыми в рамках реализации приоритетных национальных проектов, Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области.
Изменений в информационной политике требуют и проводимая реформа местного самоуправления и административная реформа, основными задачами которых являются повышение эффективности государственного управления и обеспечение права граждан на объективную информацию.
Отсюда вытекает проблема качества информации, что обусловливает необходимость подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, обеспечивающих функционирование информационных ресурсов. По ряду объективных причин область испытывает дефицит квалифицированных специалистов в сфере массовых коммуникаций. Вызывает озабоченность и возрастной состав редакционных коллективов областных и районных газет. На сегодня складывается такая картина: в электронных средствах массовой информации преобладает молодежь даже без высшего, не говоря уже о профильном, образования, а в газетах средний возраст журналистов составляет 50 лет.
Вследствие демографического разрыва поколений в последние годы заметно снизился индивидуальный профессиональный уровень региональной журналистики. Это имеет два сопряженных последствия: новостная и тематическая журналистика столкнулась с тотальным дефицитом социального, да и просто жизненного опыта у нового поколения журналистов, что объективно привнесло в эфир и на газетные полосы, прежде всего, межрегиональных средств массовой информации соответствующие возрасту максимализм, упрощение, "скольжение по верхам", агрессию и неустойчивость профессионально-этической позиции. Такая тенденция омоложения журналистики оказалась в силу своей несбалансированности причиной и другого явления - исчезновения профессиональных школ, которые молодые кадры проходят исключительно рядом с опытными мастерами, обретая не только профессиональные навыки, но и профессионально-этические устои. Как следствие, сегодня переживает "закат" настоящая аналитическая журналистика, несмотря на неослабевающую потребность в ней, недостаточно представлена тематическая профессиональная специализация (которая и дает серьезный материал для анализа), резко снизилась роль профессионального союза, социально-этические регулирующие функции которого уступили место игровым формам "журналистской тусовки". Ситуация объективно осложнена доминирующей коммерциализацией сферы социально-информационных услуг. Очевидно, что простой регистрации этих явлений уже явно недостаточно, необходимы продуманные инициативы с участием всех субъектов процесса информационного обмена.
С учетом вышеизложенного решить задачи развития информационного пространства региона возможно только в рамках программно-целевого подхода. Такой вывод основывается на следующих положениях:
- системный подход к проблеме последовательного и комплексного учета взаимосвязи и взаимовлияния всех ее аспектов, а также многообразие источников информации, многоканальность ее потоков и разнофакторность влияния;
- решение проблемы путем консолидации усилий и действий всех относящихся к ней структур; при этом необходимо обеспечить их координацию из единого центра управления;