(в редакции постановления правительства Белгородской области от 13.11.2010 N 382-пп)
Российская наука за свою долгую историю внесла огромный вклад в развитие страны и всего мирового сообщества.
Поэтому своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям своих ученых.
Однако системный кризис 90-х годов 20 века, сопровождаемый периодом социально-политического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали новые серьезные проблемы: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не обеспечивающее своевременное обновление материально-технической базы науки, создание нормальных условий жизни и труда ученых, осложняющее эффективное государственное регулирование в научной сфере. В обществе снизилась престижность труда исследователя, наука перестала быть привлекательной не только для талантливой молодежи, но и для состоявшихся ученых.
Со всей очевидностью возникла необходимость реорганизации сферы науки, привлечения дополнительных источников финансирования. По-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике.
В современных условиях государство рассматривает науку и ее научный потенциал как постоянно накапливаемое национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, а поддержку развития науки - как приоритетную задачу.
Представленная на заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года стратегия социально-экономического развития России до 2020 года по сути является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития. Эта идея нашла свое развитие в одобренной Правительством Российской Федерации Концепции стратегии развития России до 2020 года.
В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года основу государственного сектора науки и высшего образования должны составить технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.
С целью консолидации усилий по развитию научной деятельности в Российской Федерации и недопущению "распыления средств" определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:
1. Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2. Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
3. Формирование национальной инновационной системы;
4. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
5. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
6. Интеграция науки и образования;
7. Развитие международного научно-технического сотрудничества.
Региональная научная политика в сфере вузовской науки Белгородской области является составной частью социально-экономической политики, которая выражает отношение государства на региональном уровне к научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Белгородской области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники на территории региона.
Наука в Белгородской области развивается по двум основным направлениям, первое из которых представляет собой научно-исследовательские и научно-проектные институты, исследовательские группы и лаборатории на предприятиях области, и второе - это вузовская наука.
В научно-технической сфере региона работает более 4 тысяч человек. Основные научные силы в области сосредоточены в городах Белгород, Старый Оскол и Губкин.
Штатный профессорско-преподавательский состав вузов, расположенных на территории Белгородской области, ежегодно увеличивается на 5 - 10 процентов и в настоящее время составляет 3570 человек. Из них ученую степень доктора и кандидата наук имеют 2056 человек, что составляет 57,6 процента имеющих степень.
За последние пять лет численность докторов наук увеличилась на 175 человека и в настоящее время составляет 366 человек, или 10,3 процента от общей численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Вместе с ростом количества докторов наук на треть вырос контингент кандидатов наук, который в настоящее время составляет 47,3 процента от общей численности преподавателей вузов.
Динамика изменения возрастного кадрового профессорско-преподавательского состава вузов Белгородской области за последние пять лет показывает выравнивание численного состава четырех основных возрастных групп преподавателей.
Данное состояние профессорско-преподавательского состава, а также снижение доли возрастной группы от 40 лет до 49 лет, связано с уходом из системы высшего профессионального образования большого количества молодых преподавателей в 90-е годы XX века. При этом ученые предпенсионного и пенсионного возраста составляют до 35 процентов, что указывает на старение научных кадров и необходимость проведения работ по их омоложению.
Активная работа руководства области и высших учебных заведений в сфере послевузовского образования позволила обеспечить в последние годы стабильность контингента профессорско-преподавательского состава, увеличив долю преподавателей моложе 40 лет до 39 - 41 процента.
Важным звеном этой работы стало проведение ряда мероприятий по привлечению молодежи в аспирантуру и поддержка докторантов, что привело к росту числа молодых ученых в аспирантурах и докторантах вузов региона.
В 7 вузах области ведется подготовка почти 1700 аспирантов, соискателей ученой степени кандидата наук и 37 докторантов по 90 специальностям, причем почти 50 процентов всех обучающихся учатся на бюджетной основе.
В целях активизации работы молодых ученых и аттестации научных кадров в регионе в течение 5 лет ежегодно действует до 12 диссертационных советов по 20 - 25 специальностям в различных сферах деятельности отраслевых наук.