Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Областная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307.

Возраст - наиболее объективный фактор, влияющий на функциональную зависимость и, соответственно, на потребность в заботе, направленной на сохранение стабильности социального самочувствия, ослабление негативных тенденций в жизнедеятельности пожилых граждан.

Проблемы социальной адаптации и поддержки людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям, составным элементом которой является оказание социальной помощи на дому.

В связи с этим организация, координация и методическое обеспечение работы служб социальной помощи на дому занимают ведущее место в деятельности управления социальной защиты населения Белгородской области.

По состоянию на 1 января 2011 года в области проживает 360 тыс. чел. старше 55 - 60 лет (23,5 процента от общего количества населения - 1530,1 тыс.).

Сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому. Во всех муниципальных районах и городских округах области для оказания социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам создана развитая сеть учреждений, состоящая из 124 учреждений (отделений) социального обслуживания на дому. Как показывает практика, указанная форма социального обслуживания остается востребованной среди населения: на учете состоит более 15 тыс. человек, из которых 40 процентов находятся в возрасте от 60 до 74 лет, 90 процентов являются инвалидами.

Очередность на помещение в стационарные учреждения системы социальной защиты населения, а также учреждения (отделения) нестационарного типа в настоящее время отсутствует.

Ключевая роль в процессе эффективного управления в сфере социального обслуживания на дому принадлежит нормативно-правовому обеспечению.

Анализ ситуации в сфере предоставления социальных услуг показывает, что на сегодняшний день имеются некоторые проблемы в организации деятельности служб социальной помощи на дому, кроме того, назрела необходимость совершенствования методов их деятельности.

В этой связи существует необходимость в изменении подходов к оказанию социальных услуг, а также условий их предоставления с последующей систематизацией действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обслуживания на дому.

Прежде всего, следует обеспечить предоставление социальных услуг на основании оценки индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании посредством составления паспорта.

При этом при составлении индивидуального паспорта необходимо принимать во внимание не только социально-экономические факторы, такие как проблемы, связанные с социальным окружением, включая семейное положение, наличие или отсутствие близких родственников, отдаленность их проживания, проблемы жилищного и экономического характера, психосоциальные и другие обстоятельства, но и возрастные изменения.

Личностно ориентированный подход к предоставлению услуг потребует ряд мероприятий, таких как разработка и утверждение критериев и порядка оценки индивидуальной нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов, перечней гарантированных услуг в зависимости от степени ограничения способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению.

Второй не менее важный вопрос - это мероприятия по развитию системы управления качеством оказываемых социальных услуг. В рамках этого направления есть общие проблемы, которые выявились за первые годы реализации регионального стандарта качества услуг в области социальной защиты населения.

Необходимо учитывать, что общая модель эффективного управления в обязательном порядке должна предусматривать наличие процедур контроля и оценки, поскольку для достижения поставленных целей необходимо держать под контролем все административные и человеческие факторы, влияющие на качество предоставляемых услуг.

Кроме того, в зависимости от наличия у пожилых граждан близких родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и заботиться о них, необходимо установить порядок участия близких родственников в оплате социальных услуг.

В условиях действия заявительного принципа, когда первым шагом становится самостоятельное решение пожилого гражданина обратиться за помощью, социальные службы вынуждены иметь дело с проблемой выявления людей, не заявляющих о себе.

На вероятность того, что пожилые граждане своевременно не обратятся за помощью, могут повлиять возрастные факторы, а также отсутствие информации.

В связи с тем, что повышение качества социального обслуживания является приоритетным направлением, именно внедрение новых технологий в практику социального обслуживания на дому определяют стратегию развития в данной области.

Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок.

Поэтому сегодня необходимо открытие пунктов проката изделий, облегчающих уход за больными, создание мобильных выездных бригад, привлечение высококвалифицированных специалистов для оказания социальной помощи на дому, служб сиделок.

Одной из составляющих качества жизни для пожилых людей является доступность медико-социальной помощи. Сегодня такую помощь можно определить как комплекс медицинских и социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам в медицинских учреждениях или на дому, коллективами, состоящими из врачей, медицинских сестер, социальных работников, психологов.

Предоставление комплексной помощи становится особенно актуальным, когда речь заходит о престарелых гражданах, находящихся на надомном обслуживании, поскольку они имеют, как правило, одно или более хронических заболеваний, и многие, из-за этого являясь инвалидами, не в состоянии вести полноценную жизнь. Наиболее распространенными хроническими заболеваниями, поражающими людей в возрасте 65 лет и старше, являются гипертензия, сердечно-сосудистые заболевания, артрит, диабет, полная или частичная потеря слуха.

Таким образом, значительную роль в улучшении качества жизни пожилых людей, способствующего их долголетию, играет внедрение новых технологий работы, основным принципом которых является интеграция здравоохранения и социальных служб.

Законодательством предусмотрено предоставление санаторных путевок для большого количества пенсионеров и ветеранов, однако многие из них не имеют возможности выезжать на такое лечение и покидать свое место проживания.

Необходимо сделать так, чтобы каждый пенсионер, которому положено прохождение такого лечения, имел возможность его получить. Это можно обеспечить посредством такой инновационной технологии, как "Санаторий на дому".