ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 года N 80-пп
Белгород
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
Во исполнение пунктов 2, 4 поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года и пункта 20 поручения Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, в целях повышения качества жизни пожилых людей правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Определить координатором Программы департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, хозяйствующим субъектам, общественным организациям, объединяющим инвалидов, обеспечить реализацию мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта до 2014 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
Наименование Программы - областная долгосрочная целевая программа
"Социальная поддержка пожилых людей в
Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее
- Программа)
Наименование, дата и - во исполнение поручений Президента Российской
номер правового акта о Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и
разработке Программы Правительства Российской Федерации от 6 декабря
2010 года N АЖ-П12-8307
Государственный - правительство области
заказчик Программы
Представитель - департамент здравоохранения и социальной защиты
государственного населения области
заказчика (координатор)
Программы
Ф.И.О. должность - Белоусов Николай Иванович, начальник
руководителя Программы департамента здравоохранения и социальной защиты
населения области - заместитель председателя
правительства области
Разработчик Программы - управление социальной защиты населения
Белгородской области
Исполнители Программы - департамент здравоохранения и социальной и
защиты населения Белгородской области,
департамент строительства, транспорта и
жилищно-коммунального хозяйства Белгородской
области, управление социальной защиты населения
Белгородской области, управление по труду и
занятости населения Белгородской области,
управление культуры Белгородской области
Участники Программы - администрации муниципальных районов и городских
округов (по согласованию);
- общественные организации, объединяющие
инвалидов (по согласованию)
Цель Программы - формирование организационных, правовых,
социально-экономических условий для осуществления
мер по улучшению положения и качества жизни
пожилых людей, повышению степени их социальной
защищенности, активизации участия пожилых людей в
жизни общества
Задачи Программы - организация государственно-частных учреждений
(отделений) социального обслуживания пожилых
людей;
- обеспечение личностно ориентированного подхода
к предоставлению услуг исходя из реальных
потребностей;
- совершенствование законодательства в сфере
социального обслуживания в части регулирования
участия родственников в уходе за пожилыми людьми;
- формирование реестра потенциальных клиентов
учреждений социального обслуживания из числа
граждан пожилого возраста;
- предупреждение насилия над пожилыми гражданами;
- духовное воспитание подрастающего поколения,
вовлечение их в общественную жизнь, сохранение
преемственности поколений;
- стабилизация, улучшение состояния здоровья и
социально-бытовой адаптации;
- соблюдение гигиены и укрепление здоровья;
- приведение условий проживания граждан пожилого
возраста и инвалидов в стационарных учреждениях
социального обслуживания в соответствие с
действующими санитарными нормами и правилами;
- совершенствование функционирования системы
социальной защиты населения области,
обеспечивающей удовлетворение потребностей
граждан в доступном и качественном социальном
обслуживании на долгосрочную перспективу,
развитие сети комплексных центров социального
обслуживания населения;
- обеспечение оперативного доступа пожилых
граждан и инвалидов к объектам инфраструктуры;
- усиление социальной защищенности граждан
пожилого возраста и инвалидов, совершенствование
торговой сети, реализующей товары первой
необходимости по льготным ценам;
- поддержание жизнеспособности и активности
граждан пожилого возраста (клубная, кружковая,
объединения и т.п.);
- увеличение количества пожилых граждан,
участвующих в добровольческом движении;
- увеличение количества мероприятий, проводимых
совместно с организациями ветеранов и инвалидов;
- улучшение качества социального обслуживания
граждан пожилого возраста, повышение уровня жизни
социальных работников, повышение престижа
профессии;
- повышение квалификации, а также уровня
профессиональной подготовки специалистов системы
социальной защиты населения области;
- активизация информационного взаимодействия со
средствами массовой информации в вопросах
социальной защиты пожилых людей
Сроки и этапы 2011 - 2013 годы
реализации Программы I этап - 2011 год
II этап - 2012 - 2013 годы
Объемы и источники - прогнозируемый объем финансирования мероприятий
финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) в 2011 -
Программы по годам 2013 г.г. составляет 3615729 тыс. руб.
реализации в том числе реализации:
средства областного бюджета - 3046305 тыс. руб.;
средства местных бюджетов - 2710 тыс. руб.;
внебюджетные средства - 566714 тыс. руб.
Из них:
2011 год (прогноз): всего - 1168066 тыс. руб., в
том числе:
средства областного бюджета - 995468 тыс. руб.;
внебюджетные средства - 172598 тыс. руб.
2012 год (прогноз): всего - 1232400 тыс. руб., в
том числе:
средства областного бюджета - 1042606 тыс. руб.;
средства местных бюджетов - 760 тыс. руб.;
внебюджетные средства - 189034 тыс. руб.
2013 год (прогноз): всего - 1215263 тыс. руб., в
том числе:
средства областного бюджета - 1008231 тыс. руб.;
средства местных бюджетов - 1950 тыс. руб.;
внебюджетные средства - 205082 тыс. руб.
Целевые показатели - процент охвата пожилых людей из числа
Программы выявленных граждан, нуждающихся в социальной
поддержке и социальном обслуживании;
- количество пунктов проката современных средств
и предметов ухода за пожилыми гражданами;
- процент обеспечения установленных
Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 23
ноября 2009 года N 71 "Об утверждении СанПиН
2.1.2.2564-09" норм площади спален не менее 6 - 8
кв. метров на 1 человека;
- количество мобильных бригад, необходимое для
обеспечения социальными и социально-бытовыми
услугами пожилых граждан каждого муниципального
образования, и оснащение их автотранспортом;
- количество компьютерных классов (клубов) с
учетом обслуживания 1200 пожилых людей в год (из
расчета 1 единица на 3 компьютерных места);
- численность оздоровленных пожилых граждан;
- численность трудоустроенных пожилых людей;
- количество граждан пожилого возраста,
вовлеченных в активную общественную жизнь
Показатели - охват социальными услугами 100 процентов
социально-экономической пожилых людей из числа выявленных граждан,
эффективности нуждающихся в социальной поддержке и социальном
реализации Программы обслуживании:
- создание ежегодно от 3 до 5 пунктов проката
современных средств и предметов ухода за пожилыми
гражданами;
- обеспечение установленных Постановлением
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 71
"Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09" норм
площади спален не менее 6 - 8 кв. метров на 1
человека;
- организация мобильных бригад в количестве,
необходимом для обеспечения социальными и
социально-бытовыми услугами пожилых граждан
каждого муниципального района, и оснащение их
автотранспортом;
- открытие компьютерных классов (клубов) с учетом
обслуживания 1200 пожилых людей в год (из расчета
1 единица на 3 компьютерных места);
- комплексное оздоровление не менее 500 пожилых
граждан ежегодно;
- трудоустройство не менее 250 пожилых людей
ежегодно;
- увеличение количества граждан пожилого
возраста, вовлеченных в активную общественную
жизнь (не менее 45 процентов от числа жителей
населенного пункта)
Областная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307.
Возраст - наиболее объективный фактор, влияющий на функциональную зависимость и, соответственно, на потребность в заботе, направленной на сохранение стабильности социального самочувствия, ослабление негативных тенденций в жизнедеятельности пожилых граждан.
Проблемы социальной адаптации и поддержки людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.
Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям, составным элементом которой является оказание социальной помощи на дому.
В связи с этим организация, координация и методическое обеспечение работы служб социальной помощи на дому занимают ведущее место в деятельности управления социальной защиты населения Белгородской области.
По состоянию на 1 января 2011 года в области проживает 360 тыс. чел. старше 55 - 60 лет (23,5 процента от общего количества населения - 1530,1 тыс.).
Сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому. Во всех муниципальных районах и городских округах области для оказания социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам создана развитая сеть учреждений, состоящая из 124 учреждений (отделений) социального обслуживания на дому. Как показывает практика, указанная форма социального обслуживания остается востребованной среди населения: на учете состоит более 15 тыс. человек, из которых 40 процентов находятся в возрасте от 60 до 74 лет, 90 процентов являются инвалидами.
Очередность на помещение в стационарные учреждения системы социальной защиты населения, а также учреждения (отделения) нестационарного типа в настоящее время отсутствует.
Ключевая роль в процессе эффективного управления в сфере социального обслуживания на дому принадлежит нормативно-правовому обеспечению.
Анализ ситуации в сфере предоставления социальных услуг показывает, что на сегодняшний день имеются некоторые проблемы в организации деятельности служб социальной помощи на дому, кроме того, назрела необходимость совершенствования методов их деятельности.
В этой связи существует необходимость в изменении подходов к оказанию социальных услуг, а также условий их предоставления с последующей систематизацией действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обслуживания на дому.
Прежде всего, следует обеспечить предоставление социальных услуг на основании оценки индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании посредством составления паспорта.
При этом при составлении индивидуального паспорта необходимо принимать во внимание не только социально-экономические факторы, такие как проблемы, связанные с социальным окружением, включая семейное положение, наличие или отсутствие близких родственников, отдаленность их проживания, проблемы жилищного и экономического характера, психосоциальные и другие обстоятельства, но и возрастные изменения.
Личностно ориентированный подход к предоставлению услуг потребует ряд мероприятий, таких как разработка и утверждение критериев и порядка оценки индивидуальной нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов, перечней гарантированных услуг в зависимости от степени ограничения способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению.
Второй не менее важный вопрос - это мероприятия по развитию системы управления качеством оказываемых социальных услуг. В рамках этого направления есть общие проблемы, которые выявились за первые годы реализации регионального стандарта качества услуг в области социальной защиты населения.