ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2011 года N 80-пп

Белгород


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"



Во исполнение пунктов 2, 4 поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года и пункта 20 поручения Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, в целях повышения качества жизни пожилых людей правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа, прилагается).

2. Определить координатором Программы департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, хозяйствующим субъектам, общественным организациям, объединяющим инвалидов, обеспечить реализацию мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта до 2014 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

     




Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 28 февраля 2011 года N 80-пп



 ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"


      Паспорт областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011 - 2013 годы"

 Наименование Программы  -  областная   долгосрочная   целевая   программа
                        "Социальная    поддержка    пожилых    людей    в
                        Белгородской области на 2011 - 2013 годы"  (далее
                        - Программа)
Наименование, дата и    - во исполнение поручений  Президента  Российской
номер правового акта о  Федерации от 27 ноября 2010 года  N  Пр-3464ГС  и
разработке Программы    Правительства Российской Федерации от  6  декабря
                        2010 года N АЖ-П12-8307
Государственный         - правительство области
заказчик Программы
Представитель           - департамент здравоохранения и социальной защиты
государственного        населения области
заказчика (координатор)
Программы
Ф.И.О. должность        -   Белоусов    Николай    Иванович,    начальник
руководителя Программы  департамента здравоохранения и социальной  защиты
                        населения  области  -  заместитель   председателя
                        правительства области
Разработчик Программы   -   управление   социальной   защиты    населения
                        Белгородской области
Исполнители Программы   -  департамент  здравоохранения  и  социальной  и
                        защиты    населения     Белгородской     области,
                        департамент    строительства,    транспорта     и
                        жилищно-коммунального   хозяйства    Белгородской
                        области, управление социальной  защиты  населения
                        Белгородской  области,  управление  по  труду   и
                        занятости   населения    Белгородской    области,
                        управление культуры Белгородской области
Участники Программы     - администрации муниципальных районов и городских
                        округов (по согласованию);
                        -    общественные    организации,    объединяющие
                        инвалидов (по согласованию)
Цель Программы          -   формирование    организационных,    правовых,
                        социально-экономических условий для осуществления
                        мер  по  улучшению  положения  и  качества  жизни
                        пожилых людей, повышению  степени  их  социальной
                        защищенности, активизации участия пожилых людей в
                        жизни общества
Задачи Программы        - организация  государственно-частных  учреждений
                        (отделений)  социального   обслуживания   пожилых
                        людей;
                        - обеспечение личностно ориентированного  подхода
                        к  предоставлению  услуг   исходя   из   реальных
                        потребностей;
                        -  совершенствование  законодательства  в   сфере
                        социального обслуживания  в  части  регулирования
                        участия родственников в уходе за пожилыми людьми;
                        -  формирование  реестра  потенциальных  клиентов
                        учреждений  социального  обслуживания  из   числа
                        граждан пожилого возраста;
                        - предупреждение насилия над пожилыми гражданами;
                        - духовное  воспитание  подрастающего  поколения,
                        вовлечение их в  общественную  жизнь,  сохранение
                        преемственности поколений;
                        - стабилизация, улучшение  состояния  здоровья  и
                        социально-бытовой адаптации;
                        - соблюдение гигиены и укрепление здоровья;
                        - приведение условий проживания граждан  пожилого
                        возраста и инвалидов в  стационарных  учреждениях
                        социального   обслуживания   в   соответствие   с
                        действующими санитарными нормами и правилами;
                        -  совершенствование   функционирования   системы

                        социальной     защиты     населения      области,
                        обеспечивающей    удовлетворение     потребностей
                        граждан в  доступном  и  качественном  социальном
                        обслуживании   на    долгосрочную    перспективу,
                        развитие  сети  комплексных  центров  социального
                        обслуживания населения;
                        -  обеспечение   оперативного   доступа   пожилых
                        граждан и инвалидов к объектам инфраструктуры;
                        -  усиление   социальной   защищенности   граждан
                        пожилого возраста и инвалидов,  совершенствование
                        торговой   сети,   реализующей   товары    первой
                        необходимости по льготным ценам;
                        -  поддержание  жизнеспособности   и   активности
                        граждан пожилого  возраста  (клубная,  кружковая,
                        объединения и т.п.);
                        -   увеличение   количества   пожилых    граждан,
                        участвующих в добровольческом движении;
                        - увеличение количества  мероприятий,  проводимых
                        совместно с организациями ветеранов и инвалидов;
                        -  улучшение  качества  социального  обслуживания
                        граждан пожилого возраста, повышение уровня жизни
                        социальных   работников,    повышение    престижа
                        профессии;
                        -  повышение   квалификации,   а   также   уровня
                        профессиональной подготовки специалистов  системы
                        социальной защиты населения области;
                        - активизация информационного  взаимодействия  со
                        средствами   массовой   информации   в   вопросах
                        социальной защиты пожилых людей
Сроки и этапы           2011 - 2013 годы
реализации Программы    I этап - 2011 год
                        II этап - 2012 - 2013 годы
Объемы и источники      - прогнозируемый объем финансирования мероприятий
финансирования          Программы (в ценах соответствующих лет) в 2011  -
Программы по годам      2013 г.г. составляет 3615729 тыс. руб.
реализации              в том числе реализации:
                        средства областного бюджета - 3046305 тыс. руб.;
                        средства местных бюджетов - 2710 тыс. руб.;
                        внебюджетные средства - 566714 тыс. руб.
                        Из них:
                        2011 год (прогноз): всего - 1168066 тыс. руб.,  в
                        том числе:
                        средства областного бюджета - 995468 тыс. руб.;
                        внебюджетные средства - 172598 тыс. руб.
                        2012 год (прогноз): всего - 1232400 тыс. руб.,  в
                        том числе:
                        средства областного бюджета - 1042606 тыс. руб.;
                        средства местных бюджетов - 760 тыс. руб.;
                         внебюджетные средства - 189034 тыс. руб.
                        2013 год (прогноз): всего - 1215263 тыс. руб.,  в
                        том числе:
                        средства областного бюджета - 1008231 тыс. руб.;
                        средства местных бюджетов - 1950 тыс. руб.;
                        внебюджетные средства - 205082 тыс. руб.
Целевые показатели      -  процент  охвата   пожилых   людей   из   числа
Программы               выявленных  граждан,  нуждающихся  в   социальной
                        поддержке и социальном обслуживании;
                        - количество пунктов проката современных  средств
                        и предметов ухода за пожилыми гражданами;
                        -     процент      обеспечения      установленных
                        Постановлением     Главного      государственного

                        санитарного  врача  Российской  Федерации  от  23
                        ноября 2009 года  N  71  "Об  утверждении  СанПиН
                        2.1.2.2564-09" норм площади спален не менее 6 - 8
                        кв. метров на 1 человека;
                        - количество мобильных  бригад,  необходимое  для
                        обеспечения  социальными   и   социально-бытовыми
                        услугами пожилых граждан  каждого  муниципального
                        образования, и оснащение их автотранспортом;
                        -  количество  компьютерных  классов  (клубов)  с
                        учетом обслуживания 1200 пожилых людей в год  (из
                        расчета 1 единица на 3 компьютерных места);
                        - численность оздоровленных пожилых граждан;
                        - численность трудоустроенных пожилых людей;
                        -   количество   граждан    пожилого    возраста,
                        вовлеченных в активную общественную жизнь
Показатели              -  охват  социальными  услугами   100   процентов
социально-экономической пожилых  людей  из  числа   выявленных   граждан,
эффективности           нуждающихся в социальной поддержке  и  социальном
реализации Программы    обслуживании:
                        - создание ежегодно от 3  до  5  пунктов  проката
                        современных средств и предметов ухода за пожилыми
                        гражданами;
                        -   обеспечение   установленных    Постановлением
                        Главного   государственного   санитарного   врача
                        Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N  71
                        "Об  утверждении   СанПиН   2.1.2.2564-09"   норм
                        площади спален не менее 6 - 8  кв.  метров  на  1
                        человека;
                        -  организация  мобильных  бригад  в  количестве,
                        необходимом   для   обеспечения   социальными   и
                        социально-бытовыми   услугами   пожилых   граждан
                        каждого муниципального  района,  и  оснащение  их
                        автотранспортом;
                        - открытие компьютерных классов (клубов) с учетом
                        обслуживания 1200 пожилых людей в год (из расчета
                        1 единица на 3 компьютерных места);
                        - комплексное оздоровление не менее  500  пожилых
                        граждан ежегодно;
                        - трудоустройство  не  менее  250  пожилых  людей
                        ежегодно;
                        -   увеличение   количества   граждан    пожилого
                        возраста,  вовлеченных  в  активную  общественную
                        жизнь (не менее 45  процентов  от  числа  жителей
                        населенного пункта)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Областная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307.

Возраст - наиболее объективный фактор, влияющий на функциональную зависимость и, соответственно, на потребность в заботе, направленной на сохранение стабильности социального самочувствия, ослабление негативных тенденций в жизнедеятельности пожилых граждан.

Проблемы социальной адаптации и поддержки людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям, составным элементом которой является оказание социальной помощи на дому.

В связи с этим организация, координация и методическое обеспечение работы служб социальной помощи на дому занимают ведущее место в деятельности управления социальной защиты населения Белгородской области.

По состоянию на 1 января 2011 года в области проживает 360 тыс. чел. старше 55 - 60 лет (23,5 процента от общего количества населения - 1530,1 тыс.).

Сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому. Во всех муниципальных районах и городских округах области для оказания социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам создана развитая сеть учреждений, состоящая из 124 учреждений (отделений) социального обслуживания на дому. Как показывает практика, указанная форма социального обслуживания остается востребованной среди населения: на учете состоит более 15 тыс. человек, из которых 40 процентов находятся в возрасте от 60 до 74 лет, 90 процентов являются инвалидами.

Очередность на помещение в стационарные учреждения системы социальной защиты населения, а также учреждения (отделения) нестационарного типа в настоящее время отсутствует.

Ключевая роль в процессе эффективного управления в сфере социального обслуживания на дому принадлежит нормативно-правовому обеспечению.

Анализ ситуации в сфере предоставления социальных услуг показывает, что на сегодняшний день имеются некоторые проблемы в организации деятельности служб социальной помощи на дому, кроме того, назрела необходимость совершенствования методов их деятельности.

В этой связи существует необходимость в изменении подходов к оказанию социальных услуг, а также условий их предоставления с последующей систематизацией действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обслуживания на дому.

Прежде всего, следует обеспечить предоставление социальных услуг на основании оценки индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании посредством составления паспорта.

При этом при составлении индивидуального паспорта необходимо принимать во внимание не только социально-экономические факторы, такие как проблемы, связанные с социальным окружением, включая семейное положение, наличие или отсутствие близких родственников, отдаленность их проживания, проблемы жилищного и экономического характера, психосоциальные и другие обстоятельства, но и возрастные изменения.

Личностно ориентированный подход к предоставлению услуг потребует ряд мероприятий, таких как разработка и утверждение критериев и порядка оценки индивидуальной нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов, перечней гарантированных услуг в зависимости от степени ограничения способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению.

Второй не менее важный вопрос - это мероприятия по развитию системы управления качеством оказываемых социальных услуг. В рамках этого направления есть общие проблемы, которые выявились за первые годы реализации регионального стандарта качества услуг в области социальной защиты населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»