Научная обоснованность. Программа "Формирование регионального солидарного общества" должна опираться на изучение реальной ситуации, выявление определяющих ее тенденций, прогнозирование и обоснование наиболее оптимального варианта действий. Деятельность социальных институтов, участвующих в разработке и реализации Программы, не может основываться лишь на здравом смысле и интуиции руководителей, государственных и муниципальных служащих.
Системность. Системность проявляется, во-первых, в том, что формирование регионального солидарного общества требует единства целей, направлений, способов и средств. Единство обеспечивается концептуальностью замысла, взаимной увязкой решений и действий, а также определением системообразующего фактора этой деятельности. В качестве такого фактора в Концепции рассматривается региональная политика улучшения качества жизни населения. Наличие заметных позитивных сдвигов в качестве и уровне жизни сделает идею формирования солидарного общества привлекательной для различных групп населения.
Во-вторых, системность проявляется в увязке Программы с другими проектами и программами, осуществляющимися в регионе. Прежде всего, со Стратегией социально-экономического развития области на период до 2025 года, главной целью которой является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.
Саморегулирование. Укрепление отношений солидарности и доверия между людьми будет способствовать увеличению их возможностей в той мере, в какой они способны к самоорганизации и саморегулированию. Лишь при условии позитивной саморегуляции может быть обеспечено нарастание и умножение эффекта от управленческих воздействий.
Проблемный подход. Технологии управления развитием человеческих отношений должны исходить из реальных социальных и жизненных проблем, учитывать потребности, интересы и личные жизненные стратегии белгородцев.
Технологическая обоснованность. Применение принципа требует целесообразности решений и действий, выражающейся в четкой формулировке целей, способности рационально выстроить их последовательность, опираясь на представление о наиболее актуальных социальных проблемах; упорядоченности и планомерности деятельности; постоянной критической самооценки органов государственного управления, местного самоуправления, всех социальных институтов.
Адресность. Принимаемые меры по совершенствованию качества человеческих отношений должны быть обращены на конкретные группы населения и обязаны предусматривать конечный результат, выражающийся в улучшении их положения. В регионе необходимо разработать и внедрить эффективно действующую модель управления общественной ситуацией, ориентированную на положение конкретных социальных групп.
Учет социальных последствий. Поскольку любые действия в сфере человеческих отношений имеют как негативные, так и позитивные последствия, они должны прогнозироваться. На основе прогноза следует принимать решения, направленные на минимизацию негативных следствий и стимулирование позитивных тенденций.
Инновационность. Для решения проблем, возникающих в отношениях между людьми, необходим новый взгляд на процесс социальных взаимодействий, постоянная критическая оценка ресурсов и возможностей субъектов управления. Формирование регионального солидарного общества само по себе является инновационным проектом и требует нестандартных решений. Для разработки и реализации их должны быть использованы творческие возможности граждан, в первую очередь молодежи.
Общественное участие. Необходимость достижения нового качества человеческих отношений исходит не из абстрактных представлений о должном, но из реальных интересов регионального общества и составляющих его социальных групп. Необходимым условием определения целей и механизмов формирования регионального солидарного общества является вовлечение в процесс всех заинтересованных социальных субъектов, создание условий для их постоянного участия в проекте, мониторинге результатов и корректировке процесса его реализации.
Историческая преемственность. В управлении формированием регионального солидарного общества необходимо использовать опыт, накопленный в других регионах России и в самой Белгородской области. При этом всегда необходимо учитывать границы его применения, определяющиеся спецификой Белгородской области.
Защищенность. Параллельно с созданием механизмов формирования и развития регионального солидарного общества должны совершенствоваться и все механизмы его защиты от различных угроз. Защищенность обеспечивается тремя путями: прямой защитой от конкретных внешних и внутренних угроз; упреждающей нейтрализацией источников опасности; развитием механизмов самосохранения и саморегулирования непосредственно у самих защищаемых объектов. Для перспектив регионального развития особенно важна духовная безопасность. Она выступает как составляющая национальной безопасности, выраженная в качественном уровне национального самосознания, отражающем традиции жизнеустройства общества, его культуры и истории, а также уровень морально-политического единства общества. В социологическом отношении духовная безопасность представляет собой состояние личности, общества и властных структур, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. Одновременно это и процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития.