Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА"


IV. Принципы программы "Формирование регионального солидарного общества"


Научная обоснованность. Программа "Формирование регионального солидарного общества" должна опираться на изучение реальной ситуации, выявление определяющих ее тенденций, прогнозирование и обоснование наиболее оптимального варианта действий. Деятельность социальных институтов, участвующих в разработке и реализации Программы, не может основываться лишь на здравом смысле и интуиции руководителей, государственных и муниципальных служащих.

Системность. Системность проявляется, во-первых, в том, что формирование регионального солидарного общества требует единства целей, направлений, способов и средств. Единство обеспечивается концептуальностью замысла, взаимной увязкой решений и действий, а также определением системообразующего фактора этой деятельности. В качестве такого фактора в Концепции рассматривается региональная политика улучшения качества жизни населения. Наличие заметных позитивных сдвигов в качестве и уровне жизни сделает идею формирования солидарного общества привлекательной для различных групп населения.

Во-вторых, системность проявляется в увязке Программы с другими проектами и программами, осуществляющимися в регионе. Прежде всего, со Стратегией социально-экономического развития области на период до 2025 года, главной целью которой является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.

Саморегулирование. Укрепление отношений солидарности и доверия между людьми будет способствовать увеличению их возможностей в той мере, в какой они способны к самоорганизации и саморегулированию. Лишь при условии позитивной саморегуляции может быть обеспечено нарастание и умножение эффекта от управленческих воздействий.

Проблемный подход. Технологии управления развитием человеческих отношений должны исходить из реальных социальных и жизненных проблем, учитывать потребности, интересы и личные жизненные стратегии белгородцев.

Технологическая обоснованность. Применение принципа требует целесообразности решений и действий, выражающейся в четкой формулировке целей, способности рационально выстроить их последовательность, опираясь на представление о наиболее актуальных социальных проблемах; упорядоченности и планомерности деятельности; постоянной критической самооценки органов государственного управления, местного самоуправления, всех социальных институтов.

Адресность. Принимаемые меры по совершенствованию качества человеческих отношений должны быть обращены на конкретные группы населения и обязаны предусматривать конечный результат, выражающийся в улучшении их положения. В регионе необходимо разработать и внедрить эффективно действующую модель управления общественной ситуацией, ориентированную на положение конкретных социальных групп.

Учет социальных последствий. Поскольку любые действия в сфере человеческих отношений имеют как негативные, так и позитивные последствия, они должны прогнозироваться. На основе прогноза следует принимать решения, направленные на минимизацию негативных следствий и стимулирование позитивных тенденций.

Инновационность. Для решения проблем, возникающих в отношениях между людьми, необходим новый взгляд на процесс социальных взаимодействий, постоянная критическая оценка ресурсов и возможностей субъектов управления. Формирование регионального солидарного общества само по себе является инновационным проектом и требует нестандартных решений. Для разработки и реализации их должны быть использованы творческие возможности граждан, в первую очередь молодежи.

Общественное участие. Необходимость достижения нового качества человеческих отношений исходит не из абстрактных представлений о должном, но из реальных интересов регионального общества и составляющих его социальных групп. Необходимым условием определения целей и механизмов формирования регионального солидарного общества является вовлечение в процесс всех заинтересованных социальных субъектов, создание условий для их постоянного участия в проекте, мониторинге результатов и корректировке процесса его реализации.

Историческая преемственность. В управлении формированием регионального солидарного общества необходимо использовать опыт, накопленный в других регионах России и в самой Белгородской области. При этом всегда необходимо учитывать границы его применения, определяющиеся спецификой Белгородской области.

Защищенность. Параллельно с созданием механизмов формирования и развития регионального солидарного общества должны совершенствоваться и все механизмы его защиты от различных угроз. Защищенность обеспечивается тремя путями: прямой защитой от конкретных внешних и внутренних угроз; упреждающей нейтрализацией источников опасности; развитием механизмов самосохранения и саморегулирования непосредственно у самих защищаемых объектов. Для перспектив регионального развития особенно важна духовная безопасность. Она выступает как составляющая национальной безопасности, выраженная в качественном уровне национального самосознания, отражающем традиции жизнеустройства общества, его культуры и истории, а также уровень морально-политического единства общества. В социологическом отношении духовная безопасность представляет собой состояние личности, общества и властных структур, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. Одновременно это и процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития.