Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА"


VII. Анализ рисков, возникающих при реализации Концепции и Программы


Под ситуацией риска (рискованной ситуацией), возникающей в процессе разработки и реализации Программы, понимается ситуация, которой сопутствуют три условия: наличие неопределенности; необходимость выбора альтернативы; возможность оценить вероятность осуществления выбираемой альтернативы.

Понятие "риск" применительно к процессу реализации Концепции и Программы определяется как неопределенность и неоднозначность последствий предпринимаемых социальными институтами решений и действий. При их планировании и осуществлении присутствует как вероятность наступления неблагоприятных для регионального общества в целом результатов, так и возможность достижения программных целей.

Наиболее значимыми рисками являются:

Риск, обусловленный преобладанием структуры над функцией (риск бюрократизации). Он выражается в том, что формальные требования реализации задач проекта могут оказываться приоритетными по отношению к их возможным последствиям. Управление проектом в данном случае приобретает типично бюрократический характер. В результате чрезмерное внимание к формальным требованиям, их абсолютизация могут оборачиваться снижением социального эффекта. Вероятность такого риска велика в силу усиливающейся бюрократизации управления на всех уровнях.

Для того чтобы избежать вероятных потерь, связанных с преобладанием структуры над функциями, целесообразно строго регламентировать функциональные обязанности участников реализации Программы, зоны их ответственности; определить систему показателей и индикаторов достижения программных целей; обеспечить информационную открытость управления и постоянный общественный контроль за действиями государственных и муниципальных органов.

Риск неадекватной оценки ситуации. Данный вид риска определяется неполнотой и недостоверностью анализа исходных оснований осуществления проекта, неточностью прогноза вероятных следствий его реализации, недооценкой барьеров, препятствующих достижению программных целей. Это вполне естественный вид рисков, определяющийся сложностью принимаемых решений, недостаточным уровнем подготовки участников, а также отсутствием ясных критериев оценки ситуации и ее прогнозирования. Для снижения данного вида риска требуются: четкое планирование работы над Программой; привлечение в состав рабочей группы специалистов, наиболее подготовленных в профессиональном отношении; экспертная оценка результатов разработок.

Риск неадекватного информационно-аналитического обеспечения.

Риск обусловлен несколькими причинами. Во-первых, отсутствием системы социальной диагностики, следствием которой является неполнота и недостоверность исходной информации. Во-вторых, несовершенством применяемых информационных технологий. В-третьих, неумением специалистов работать с информацией.

Минимизация данного риска предполагает введение системы мониторинга реализации Программы. Мониторинг представляет собой регулярное изучение социальной ситуации, осуществляемое по одной и той же методике. Мониторингу присущи такие характеристики:

- периодические, а не разовые замеры объектов, явлений и процессов, по которым можно судить об их динамике;

- систематическое выяснение состояния явлений, объектов и процессов и использование этой информации по каналам обратной связи для принятия оптимальных управленческих решений;

- выработка и реализация преобразовательных управляющих воздействий на объекты, явления и процессы, которые попадают в зону мониторинга, т.е. он не сводится лишь к измерительно-оценочной деятельности.

Под системой мониторинга процесса реализации Программы следует понимать многоуровневую, специально организованную и постоянно действующую систему наблюдения, сбора, оценки, анализа и распространения социально-экономической и иной информации, диагностики социальной ситуации и подготовки рекомендаций по принятию управленческих решений. Эта система является логическим продолжением и обязательным условием аналитической деятельности в процессе управления Программой.

Риск недостаточной поддержки Программы населением. Уровень данного риска довольно высок в силу нескольких причин. Во-первых, вследствие низкого уровня доверия населения к власти и инициируемым ею проектам. Так, мониторинг оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области по методике "Роза качества" в 2009 году показал, что, за исключением Губернатора области, уровень доверия, практически ко всем властным структурам, остается крайне низким. Только 25 процентов доверяют главам администраций муниципальных районов и городских округов, 7 процентов - Белгородской областной Думе, 15 процентов - главам администраций городских или сельских поселений. 41 процент граждан не доверяет никому. Во-вторых, в условиях кризиса скептически воспринимаются любые проекты и Программы. Минимизация данного вида риска предполагает инициирование Программы непосредственно Губернатором области, а также эффективное информационно-пропагандистское обеспечение ее реализации.

Риск низкой мотивации. Суть данного риска заключается в том, что, формально поддерживая Программу, граждане не будут принимать участие в ее осуществлении и реализации. Между тем, широкое общественное участие является необходимым условием формирования регионального солидарного общества. Основной причиной этого риска является традиционно высокий уровень пассивности российских граждан. Показательно, в частности, что по данным мониторинга оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области по методике "Роза качества", проведенного в 2009 году, в работе местного самоуправления фактически не участвовали вообще 60 процентов граждан; в общественных организациях - 58 процентов. Анализ показывает, что главным мотивом неучастия является убежденность в невозможности повлиять на принимаемые решения.

Минимизация риска предполагает создание эффективных каналов участия населения в принятии решений, связанных с Программой; формирование системы действенных стимулов участия; постановку реальных целей, отвечающих жизненным потребностям и интересам целевых групп.