Объем российского рынка машиностроительной продукции, включая и оборонную, прогнозируется специалистами только на ближайшую перспективу в объеме около 1,5 трлн. руб., и в дальнейшем с развитием потребностей отраслей экономики он будет возрастать.
Важным резервом развития машиностроения является малый и средний бизнес. В экономически развитых странах главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное производство передается малому и среднему бизнесу. В нашей стране пока сохраняется прежняя система, когда одно предприятие делает практически все - от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции. Следует иметь в виду, что именно малый и средний бизнес определяет инновационное развитие общества в силу его многочисленности.
В машиностроительном комплексе области имеется мощный производственный потенциал. На территории области динамично развиваются горно-металлургический, агропромышленный и строительный комплексы. Кроме того имеются определенные перспективы участия предприятий в реализации проектов развития энергетического и оборонно-промышленного комплексов России.
В этих целях существует необходимость выделения наиболее приоритетных направлений развития машиностроительного комплекса:
- изготовление машин и оборудования для агропромышленного комплекса;
- изготовление оборудования и комплектующих изделий для добывающих отраслей (горнорудная и нефтедобывающая);
- участие в реализации проектов развития биоэнергетики;
- изготовление машин и оборудования, металлоконструкций для строительной отрасли;
- изготовление машин и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции;
- получение заказов для нужд оборонно-промышленного комплекса;
- получение заказов для нужд энергетического комплекса.
Таким образом, есть основания считать, что область располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала необходимо формирование эффективной политики в машиностроительной отрасли, которая соответствовала бы современным условиям и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований.
В настоящее время в области происходит консолидация усилий органов государственной власти, общественных организаций и хозяйствующих субъектов промышленного производства области, направленных на развитие машиностроительного комплекса, о чем свидетельствуют создание и активная деятельность Ассоциации машиностроителей Белгородской области. Эта организация готова взять на себя ответственность за координацию деятельности по формированию стратегии модернизации и развития машиностроительного комплекса и решение других важнейших проблем машиностроения.