ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2012 года N 12-пп
Белгород
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Белгородской области от 28.01.2019 N 32-пп, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.02.2019).
____________________________________________________________________
В целях формирования механизма государственной промышленной политики, направленной на модернизацию и развитие машиностроительного комплекса области, правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития машиностроительного комплекса Белгородской области (далее - Концепция, прилагается).
2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов руководствоваться положениями Концепции, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития области (Левченко А.А.).
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция развития машиностроительного комплекса Белгородской области (далее - Концепция) является инструментом региональной промышленной политики, направленной на развитие машиностроительного комплекса области.
Реализация Концепции в рамках государственно-частного партнерства обеспечивает единый, согласованный подход к разработке областных целевых программ развития машиностроительного комплекса органами государственной власти области, общественными организациями, предприятиями машиностроительного комплекса, образовательными учреждениями, а также иными заинтересованными физическими и юридическими лицами.
Роль машиностроения определяется, прежде всего, тем, что оно тесно взаимосвязано с ведущими отраслями экономики, обеспечивает их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка и является основой развития технологического ядра промышленности. Отрасль, являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, содействует развитию этих и других смежных с ними отраслей.
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового регионального продукта (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Машиностроительный комплекс области объединяет более 900 крупных, средних и малых предприятий, что составляет около 30 процентов от числа предприятий, занятых в промышленным производстве области. Численность работников в данном секторе составляет около 35 тыс. человек, что составляет около 20 процентов всех работающих в промышленности.
Предприятиями машиностроительного комплекса выпускаются трубопроводы высокого и низкого давления, сильфонные компенсаторы, горнорудное оборудование и запасные части, котельное оборудование, хлебопекарное оборудование, автотракторное электрооборудование, сельскохозяйственные машины и оборудование, железнодорожные и автомобильные цистерны, стальные конструкции круглого и квадратного сечения, металлорежущий инструмент и другое.
В настоящее время машиностроительный комплекс области представляет собой совокупность видов экономических деятельности обрабатывающих производств, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли. Он включает такие виды деятельности, как производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, удельный вес которых в общем объеме отгруженной промышленной продукции за 2010 год составил 54,4 процента; 28,3 процента, 15,3 процента и 2 процента соответственно.
В структуре промышленного производства области удельный вес машиностроительного комплекса составляет 7,4 процента, что в пять раз ниже уровня в экономически развитых странах, где он достигает 35 - 50 процентов. В структуре обрабатывающих производств доля машиностроительного комплекса составляет 9,7 процента, что меньше доли производства пищевых продуктов (51,3 процента) и металлургического производства (25,1 процента).
Таким образом, на данном этапе роль и значение машиностроительного комплекса не является определяющим вектором в социально-экономическом развитии области.
В настоящее время машиностроительный комплекс является одним из основных плацдармов диверсификации экономики области и придания ей инновационного характера.
Причины падения производства в машиностроительном комплексе области в кризисный период во многом схожи с причинами снижения производств в других отраслях экономики, однако имеют ряд особенностей, характерных для машиностроительных предприятий: относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций. Машиностроительные предприятия имеют также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень специализации, потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах.
В посткризисный период наметилась тенденция наращивания объемов производства в машиностроительном комплексе. Основными факторами, обусловившими этот рост, стали развитие процессов импортозамещения, проведение оптимизации мощностей на предприятиях, освоение новой техники, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции. Некоторые предприятия, теряя количественные показатели в производстве продукции, все же решали вопросы повышения качества продукции и обновления ассортимента выпускаемых изделий. Однако неразвитость внутреннего рынка не позволила в полной мере наладить массовый сбыт производимой продукции и успешно справиться с финансовыми проблемами.
Кратковременный всплеск роста производства не позволил решить главную задачу - провести модернизацию оборудования и технологий, прежде всего, из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости предприятий.
В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса объединено около 100 крупных и средних предприятий. В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями, их условно можно объединить в группы:
- группа предприятий энергетического и строительного машиностроения, развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического и строительного комплексов;
- группа предприятий сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
- группа предприятий горнорудного машиностроения, развитие которых определяется инвестиционной активностью горнодобывающего комплекса;
- группа предприятий, участвующих в выполнении заказов для оборонно-промышленного комплекса.
В структуре инвестиций в основной капитал в промышленном производстве доля машиностроительного комплекса составляет более 3 процентов, в структуре инвестиций всей экономики области - чуть более 1 процента. Уровень инновационной активности на предприятиях остается низким.
Выработка продукции на одного работника в машиностроении очень низкая, в среднем она колеблется от 50 до 120 тыс. руб. в месяц на одного работника. Соответственно и уровень зарплаты в машиностроении более чем на треть ниже, чем, например, в металлургическом производстве и на горнодобывающих предприятиях.
Степень износа основных фондов составляет 40 - 50 процентов, коэффициент обновления - 6 - 12 процентов в год, в результате чего продукция недостаточно конкурентоспособна, невысокие объемы продаж, и как следствие, нехватка финансовых средств на обновление оборудования.
Отсутствие со стороны государства единой промышленной политики не позволяет предприятиям провести модернизацию и техническое перевооружение производства с целью перехода на инновационный путь развития.
Остается низким уровень подготовки выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования - основного источника кадрового потенциала ввиду их недостаточной практической подготовки на современном оборудовании, незнания передовых технологий, падения престижа инженерно-технических специальностей и рабочих профессий.
Таким образом, основными проблемами машиностроительного комплекса являются:
- моральный и физический износ оборудования и технологий;
- дефицит квалифицированных кадров;
- дефицит денежных ресурсов;
- наличие избыточных производственных мощностей и соответственно крайне высокие издержки на их содержание;
- морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей;
- недостаточно развитая система производственной кооперации (промышленный субконтрактинг), особенно в форме малого и среднего бизнеса;
- неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции;
- опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий;
- малоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций с предприятиями.
Вместе с тем главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники единой государственной стратегии преобразования и опережающего развития отечественного машиностроения, направленной на определение и формирование экономически обоснованных и динамично развивающихся приоритетных секторов машиностроительного комплекса, отвечающих современным требованиям и ресурсным возможностям страны, а также на повышение эффективности их использования в целях развития машиностроения в целом и обеспечения экономической, технологической и политической независимости России.
Объем российского рынка машиностроительной продукции, включая и оборонную, прогнозируется специалистами только на ближайшую перспективу в объеме около 1,5 трлн. руб., и в дальнейшем с развитием потребностей отраслей экономики он будет возрастать.
Важным резервом развития машиностроения является малый и средний бизнес. В экономически развитых странах главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное производство передается малому и среднему бизнесу. В нашей стране пока сохраняется прежняя система, когда одно предприятие делает практически все - от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции. Следует иметь в виду, что именно малый и средний бизнес определяет инновационное развитие общества в силу его многочисленности.
В машиностроительном комплексе области имеется мощный производственный потенциал. На территории области динамично развиваются горно-металлургический, агропромышленный и строительный комплексы. Кроме того имеются определенные перспективы участия предприятий в реализации проектов развития энергетического и оборонно-промышленного комплексов России.
В этих целях существует необходимость выделения наиболее приоритетных направлений развития машиностроительного комплекса:
- изготовление машин и оборудования для агропромышленного комплекса;
- изготовление оборудования и комплектующих изделий для добывающих отраслей (горнорудная и нефтедобывающая);
- участие в реализации проектов развития биоэнергетики;
- изготовление машин и оборудования, металлоконструкций для строительной отрасли;
- изготовление машин и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции;
- получение заказов для нужд оборонно-промышленного комплекса;
- получение заказов для нужд энергетического комплекса.
Таким образом, есть основания считать, что область располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала необходимо формирование эффективной политики в машиностроительной отрасли, которая соответствовала бы современным условиям и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований.
В настоящее время в области происходит консолидация усилий органов государственной власти, общественных организаций и хозяйствующих субъектов промышленного производства области, направленных на развитие машиностроительного комплекса, о чем свидетельствуют создание и активная деятельность Ассоциации машиностроителей Белгородской области. Эта организация готова взять на себя ответственность за координацию деятельности по формированию стратегии модернизации и развития машиностроительного комплекса и решение других важнейших проблем машиностроения.
Реализация Концепции и ее успех во многом зависят от эффективного взаимодействия машиностроительных предприятий с органами государственной власти, Ассоциацией машиностроителей Белгородской области, научными организациями, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, российскими и зарубежными инвесторами.
Основой механизма реализации Концепции должны стать областные целевые программы развития машиностроительного комплекса области по приоритетным направлениям.
Достижение поставленной цели во многом зависит от эффективности государственного управления и государственной поддержки предприятий.
Объектом государственной поддержки должен быть машиностроительный комплекс в совокупности его предприятий. При определении приоритетов в государственной поддержке тех или иных направлений развития машиностроительного комплекса целесообразно исходить, прежде всего, из необходимости обеспечения инновационного развития.
Государственная поддержка предоставляется в соответствии с действующим законодательством в следующих формах:
- понижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет;
- предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций;
- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов, договорам лизинга в порядке и размерах, установленных нормативным правовым актом области;
- предоставление на конкурсной основе государственной гарантии области и муниципальной гарантии по банковским кредитам для реализации наиболее важных инвестиционных проектов в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами области;