Любая деятельность, реализация которой может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, выполняется на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Основными рабочими документами, определяющими направление, этапы и основные мероприятия по реализации Концепции, а также критерии оценки эффективности выполнения проведенных мероприятий, являются проекты бассейнового природопользования, утверждаемые нормативными правовыми актами правительства Белгородской области.
Цель проектов бассейнового природопользования: научное обоснование мероприятий по созданию условий устойчивого функционирования экосистем в бассейнах рек Белгородской области с учетом обеспечения удовлетворения потребностей населения и производства в природных ресурсах, естественного или близкого к нему состояния природной среды, реализация прав пользования природными ресурсами и благоприятной окружающей средой нынешнего и будущего поколения людей.
Основные задачи:
- оценка использования природных ресурсов, экологической ситуации в бассейнах рек;
- соблюдение требований охраны природы, обеспечивающих условия устойчивого функционирования геосистем бассейнов;
- ранжирование основных проблем в сфере охраны и использования водных объектов, расположенных на территории Белгородской области, и приоритетности их решения;
- планирование мероприятий по реализации Концепции;
- стабилизация состояния природных объектов на основе ужесточения нормирования антропогенных нагрузок;
- достижение разумного компромисса между сохранением природы и максимализацией прибыли, получаемой от развития промышленности и сельского хозяйства на территории бассейна;
- улучшение качества поверхностных и подземных вод, состояния водных объектов и повышение надежности водообеспечения за счет рационального использования природных ресурсов;
- обеспечение снижения уровня загрязнения подземных вод и предотвращения их от дальнейшего загрязнения;
- проведение технической рекультивации нарушенных земель и биологической рекультивации сельскохозяйственных угодий;
- перевод в резерв земель потенциально природоохранного назначения;
- разработка параметров биологизации земледелия;
- диверсификация сельской экономики (агротуризм и др.);
- сохранение и воспроизводство биологических систем (популяций, видов, биоценозов), обеспечение экологического баланса и естественного хода природных процессов и явлений;
- использование продукционной способности природных экосистем с сохранением их структуры и средообразующих функций;
- формирование механизма управления бассейновым природопользованием;
- развитие мониторинга как оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей, характеризующих состояние и развитие водно-ресурсного потенциала области;
- прогнозирование, предотвращение, локализация и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для населения и территории области;
- расширение межведомственного взаимодействия между органами государственной власти Белгородской области и федеральными органами исполнительной власти.
Решение поставленных задач связано с необходимостью сбора и обработки репрезентативного массива данных о гидролого-гидрохимических параметрах рек и хозяйственном использовании земель на водосборах, что на современном этапе может быть эффективно реализовано только с применением аналитического инструментария геоинформационных систем и организацией инфообмена с региональными инфраструктурами пространственных данных.
В настоящее время не сформированы стандарты представления и перечень семантических данных, применяемых при характеристике бассейновых структур. В то же время сведения о бассейновой структуре территории принципиально важны для управления природопользованием, особенно при планировании развития производств, связанных с использованием значительных объемов водных ресурсов. Эта проблема в полной мере характерна для Белгородской области, где планируется дальнейшее развитие предприятий горнодобывающего комплекса. Государственный водный реестр Российской Федерации включает только наиболее общие сведения о реках и их бассейнах. Более детальные характеристики бассейнов рек предусмотрены проектом геоинформационной системы Росводнадзора, в котором в блок специальных территорий и зон входят сведения не только о землях водного фонда, но и сведения гидрографического районирования, параметры водоохранных зон, границы бассейнов подземных вод и поверхностных водных объектов. В европейских странах сведения водного реестра являются частью национальных инфраструктур пространственных данных.
Бассейново-административный подход позволяет организовать и внедрить практико-ориентированную систему рационального природопользования через разработку проектов бассейнового природопользования. Проекты бассейнового природопользования утверждаются на заседании правительства Белгородской области (решением бассейнового совета).
Геоэкологическое обоснование устойчивого развития региона на основе бассейнового природопользования предполагает использование комплексного подхода к организации почвоводоохранных мероприятий, основанного на ландшафтно-экологическом и бассейновом принципах, с учетом системности исследований - рассмотрения бассейна и антропогенной нагрузки в его пределах как единой целостной системы, состоящей из взаимосвязанных блоков (вода, другие природные объекты, источники антропогенной нагрузки и т.д.), которые соединяются на основе причинно-следственных связей.
Разработка проектов бассейнового природопользования проводится в следующей последовательности:
- актуализация крупномасштабных цифровых картографических материалов для объекта проектирования по данным спутникового зондирования Земли;