Природно-климатические и геологические особенности Белгородской области определяют, с одной стороны, уникальное ландшафтное и биологическое разнообразие, а с другой стороны, высочайший уровень хозяйственной освоенности.
Занимая 77 место среди 89 субъектов Российской Федерации по площади (0,2 процента от площади страны), Белгородская область одновременно занимает 16 место по плотности населения, 3 место по плотности сельскохозяйственных фондов, 3 место по густоте транспортных магистралей, область производит около 1 процента ВВП в Российской Федерации, 1,3 процента промышленного производства, 3,7 процента продукции сельского хозяйства. В том числе здесь добывается 34 процента общероссийского объема железной руды. Доля Белгородской области в общероссийском производстве мяса птицы составляет 18 процентов, в производстве свинины - 22 процента, в производстве окатышей - 33 процента, цемента - 9 процентов, сахара-песка - 11 процентов, растительных масел - 10 процентов.
Увеличение численности населения региона начиная с XVIII века обусловило резкий рост распаханных земель за счет сведения лесов, сокращения площади сенокосов и пастбищ, вовлечения в сельскохозяйственный оборот целинных земель, в том числе овражно-балочного комплекса. Уже к началу XX века распаханность территории составляла практически 80 процентов. В настоящее время под пашней находится более 50 процентов территории области. Соответственно, площадь лесов сократилась с 25 процентов в XVIII веке до 9,6 процента к настоящему времени.
Белгородская область относится к малообеспеченным водным регионам России. Менее 1 процента территории занято поверхностными водами, из них большая доля приходится на реки (зарегистрировано свыше 500 рек и ручьев общей протяженностью более 5 тыс. км).
Более 90 процентов территории Белгородской области занимают водосбросы четырех рек: Северский Донец, Оскол, Тихая Сосна (бассейн Дона - 78 процентов) и Ворскла (бассейн Днепра - 22 процента). Речная сеть лучше развита и более полноводна в западной части области (0,20 - 0,25 кв. км), восточнее р. Оскол густота речной сети составляет 0,10 - 0,15 кв. км.
Питание рек смешанное: сток весеннего половодья в средние по водности годы составляет 60 - 70 процентов, подземный сток в среднем составляет 15 - 20 процентов, а дождевой всего 10 - 15 процентов.
Сокращение лесных площадей вызывает трансформацию стока, увеличивается роль поверхностного и уменьшается роль подземного питания рек. Поскольку большую часть года реки области формируют свой сток за счет разгрузки подземных водоносных горизонтов, то это отражается на их водности, истощении в период межени.
С начала XVIII века практически все малые реки области были зарегулированы каскадом мельничных запруд, а со второй половины XX века началось массовое гидростроительство, и в настоящее время в области насчитывается свыше 1100 прудов и водохранилищ, среди последних к наиболее крупным относятся Старооскольское (84 млн. куб. м) и Белгородское (76 млн. куб. м). 37 процентов гидротехнических сооружений (далее - ГТС) являются бесхозными. В аварийном и предаварийном состоянии находятся 52 ГТС.
Такая высокая антропогенная нагрузка вызывает быстрое непрерывное ухудшение экологической обстановки на всей территории Белгородской области (приложение N 1). Значительная расчлененность территории овражно-балочной сетью (1,3 кв. км), приуроченность сельскохозяйственных земель к склонам (основные площади сельхозугодий расположены на склонах крутизной 3 - 5 градусов) при отсутствии постоянного растительного покрова является основной причиной их эрозии (водной и ветровой эрозии подвержено более 70 процентов пашни).
В условиях интенсивного земледелия на черноземах (99 процентов пахотных земель Белгородской области используются по целевому назначению), при насыщенности севооборотов пропашными культурами, наблюдается потеря гумуса, несбалансированный вынос элементов питания, подкисление, развитие водной эрозии и дефляции. Площадь пахотных земель с низким содержанием гумуса до 4 процентов составляет 285,6 тыс. га (17,3 процента от общей площади пашни). 75 процентов пахотных почв области относится к категории среднеобеспеченных (4 - 6 процентов) по содержанию органического вещества.
Доля кислых почв в области увеличилась почти в два раза с 22,9 процента (1975 - 1983 г.г.) до 41,9 процента (2005 - 2009 г.г.). В результате этого недобор продукции растениеводства, по самым скромным оценкам, в пересчете на зерно составляет около 190 тыс. т/год.
Существует значительная степень риска азотного и микробиологического загрязнения пашни (20 процентов от общей площади) при регулярном использовании животноводческих стоков.
Водные объекты используются для нужд промышленности и энергетики, культурно-бытового водопользования и рекреации, водопотребления (30 водозаборов, 10 процентов от общего объема забора воды) и водоотведения (43 выпуска). Основная часть водосборов расположена в густонаселенных районах с развитой промышленностью и сельскохозяйственным производством.
Прослеживается тенденция уменьшения поверхностного водозабора при увеличении подземного водозабора, в основном за счет увеличения забора воды на объектах сельского хозяйства - птицефабриках и свинокомплексах. Объемы водоотведения из поверхностных водных объектов в четыре раза превышают водопотребление.
Основной объем забранной воды из подземных водных объектов приходится на крупные водоканалы: МУП "Горводоканал" г. Белгород, МУП "Водоканал" г. Старый Оскол, МУП "Водоканал" г. Губкин, ШМУП "Городское ВКХ" г. Шебекино, МУП "Водоканал" г. Алексеевка, что составляет около 80 процентов от общего забора воды. Потери воды при транспортировке составляют более 5 процентов.
Более половины сброса сточных вод в поверхностные водные объекты (67 процентов) приходится на предприятия сбора, очистки и распределения воды. На втором месте сброс сточных вод от объектов по добыче металлических руд - 21 процент.
Основное количество сточных вод сбрасывается в р. Северский Донец (более 100 млн. куб. м), р. Оскол (более 70 млн. куб. м), р. Ворскла (до 4 млн. куб. м) и р. Тихая Сосна (до 3 млн. куб. м). Из общего объема сточных вод, отводимых в поверхностные водные объекты, более половины являются нормативно очищенными.
На территории области организовано 324 санкционированных места размещения (утилизации) бытовых отходов и мусора, площадью от 0,5 га до 20 га. Из них 24 полигона и соответственно 280 мест временного хранения отходов. Всего лишь три полигона из существующих имеют лицензии, остальные полигоны в лучшем случае имеют разрешения на размещение отходов и отвод земельного участка. В 2010 году собрано и вывезено для захоронения 3656,2 тыс. куб. м отходов.
За последние 200 лет длина и густота речной сети на всей территории Среднерусского Белогорья сократилась по сравнению со второй половиной XVIII века в 2 раза, а в бассейне реки Оскол в 3 раза. За последние 50 лет величины минимального стока рек уменьшились на 20 процентов. В лесостепи интенсивность заиления малых рек постоянно увеличивается, а в степной зоне темпы отмирания рек стремительно растут.
Непрерывно ухудшается состояние растительного и животного мира в регионе. Это выражается в сокращении площади естественных биогеоценозов (болот, луговых и злаковых степей, коренных дубрав), обеднении видового состава флоры и фауны (особенно ихтиофауны и авифауны), упрощении структуры флористических и фаунистических комплексов, биологическом загрязнении (увеличении доли адвентивных и синантропных видов).
Основная угроза для существования видов - уничтожение и нарушение их местообитаний. Скорость исчезновения видов в целом пропорциональна скорости сокращения природных экосистем. Следствием такого природопользования является также ухудшение условий, обеспечивающих психологический комфорт отдыха граждан. Все это вызывает дополнительные затраты лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйств на проведение мероприятий по сохранению и воспроизводству флоры и фауны, улучшению условий отдыха населения области.
Большая часть региональных особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) возникла в 80 - 90-е годы XX века. В большинстве своем сеть ООПТ области формировалась на базе непригодных для сельскохозяйственного использования балок, занятых степной растительностью или урочищами. Значительную долю в этой сети занимают лесные массивы вокруг административных центров, имеющих рекреационное значение. За счет последних доля лесов в системе ООПТ составляет более 85 процентов. Все категории ООПТ организовывались без изъятия земель у землепользователей.
Наибольшая плотность ООПТ (без учета рекреационных зон) отмечается в Борисовском (до 14 процентов от площади района), Грайворонском (до 4 процентов), Красногвардейском и Ровеньском районах (1 процент). Минимальными значениями (менее 0,1 процента) характеризуются Прохоровский, Вейделевский, Корочанский, Новооскольский, Шебекинский районы. По своему географическому расположению практически все ООПТ тяготеют к речным долинам, достигая наибольшей плотности в бассейнах Ворсклы, Оскола, Айдара, Тихой Сосны, занимая 1,7 процента территории области. Необходимо продолжить работу по составлению кадастра ООПТ, установить вокруг ООПТ охранные зоны шириной 100 - 300 м, создать резервный фонд перспективных земель.
Продолжающееся нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение водоемов не только уменьшают их благотворное действие на агроценозы и самого человека, но подрывают возможность их естественной саморегуляции, самоочищения, самовосстановления, что неизбежно ведет к их деградации и резкому увеличению затрат на устранение последствий стихийных явлений.
Рациональное природопользование предполагает не только полноту использования природных ресурсов, но и поддержание механизмов их воспроизводства. Основные природные ресурсы (минеральные, водные, земельные, биологические) имеют в ландшафте пространственную приуроченность в различных сочетаниях. Это определяет необходимость поиска оптимальных сценариев природопользования при конструировании природно-хозяйственных систем.