Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ


3.1. Развитие физической культуры в образовательных учреждениях


Одной из приоритетных задач в сфере физической культуры является привлечение к систематическим занятиям детей и подростков. Формирование потребности в систематических занятиях физической культурой необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к здоровью, физического развития, формируются двигательные навыки, положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

Создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми является одним из важных аспектов, характеризующих качество дошкольного образования. В данных целях во всех дошкольных образовательных учреждениях области реализуются программы и современные технологии по физическому воспитанию детей, проводятся спортивно-массовые мероприятия, тиражирование передового педагогического опыта (в том числе в средствах массовой информации), в 22 дошкольных образовательных учреждениях области осуществляется научно-исследовательская деятельность по данному направлению.

В целях реализации федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях области создается современная здоровьесберегающая среда: появляются многофункциональные стадионы с трибунами и площадками для спортивных игр, реконструируются плавательные бассейны, оборудуются тренажерные залы, фитобары, сауны, приобретается спортивный инвентарь. Однако в связи с размещением большого количества детских садов в приспособленных зданиях, особенно в сельской местности, часто отсутствует возможность оборудовать отдельный физкультурный зал, специализированную спортивную площадку: в 38 процентах учреждений физкультурный зал совмещен с залом для музыкальных занятий, 9 процентов не имеют спортивных площадок, требует также обновления и пополнения физкультурное оборудование, инвентарь для проведения спортивных игр (велосипеды, коньки, лыжи, теннисные столы и т.д.).

В рамках Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года, долгосрочной целевой программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений в Белгородской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2012 - 2016 годы" планируется реализация областного комплексного проекта по оснащению физкультурных площадок около 300 детских садов современными спортивно-игровыми комплексами с применением безопасного покрытия.

Сохранить и повысить уровень резервов здоровья и физического развития, воспитать устойчивый интерес детей к занятиям физической культурой позволяет интеграция в образовательный процесс научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий. В образовательный процесс каждого дошкольного учреждения включены 3 занятия физической культурой в неделю.

Повышению двигательной и физической подготовленности дошкольников способствует развитие дополнительного образования по физической культуре: в 157 дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области функционирует 243 спортивных кружка и секции, которые посещают 4786 детей, что составляет 8,7 процента от общей численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Необходимо разработать комплекс мер по увеличению охвата детей спортивными кружками и секциями в дошкольных образовательных учреждениях и привлечению тренеров в учреждения дополнительного образования.

Важная роль в приобщении детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни принадлежит общеобразовательным учреждениям.

Интенсификация учебного процесса зачастую отрицательно сказывается на показателях здоровья школьников: их физическом развитии, физической подготовленности, функциональном состоянии и психическом здоровье.

Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6 процентов обследованных учащихся общеобразовательных учреждений отличаются высоким уровнем здоровья. Сниженный уровень здоровья отмечен у 34 процентов учащихся общеобразовательных учреждений. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а некоторые имеют вредные привычки.

Остро стоят проблемы детей подросткового возраста, наиболее подверженных негативному влиянию среды и общества. Особую тревогу вызывают распространение среди подростков наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

Социологические опросы показывают, что 22 процента детей школьного возраста не занимаются спортом по причине недостатка материальных средств, 20 процентов - только потому, что отсутствует желание. Пропаганда, создание имиджа спортивного молодого человека не работают в полной мере.

Существует очевидная взаимосвязь между привычками, связанными с питанием, недостатком физической активности и ожирением. Имеющиеся данные указывают на тенденцию снижения физической активности и распространение малоподвижного образа жизни среди детей, что приводит к росту числа случаев ожирения. Следовательно, существует настоятельная необходимость в увеличении двигательного компонента школьной жизни.

В соответствии с методическими указаниями Минобрнауки России по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы, для проведения уроков физической культуры с внедрением в учебный процесс народных, подвижных и спортивных игр используются базы не только общеобразовательных школ, но и ведомственных спортивных комплексов и плавательных бассейнов.

В приложении к Приказу Минобрнауки России от 30 августа 2010 года N 889 указано, что третий час учебного предмета "Физическая культура" следует использовать для увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрения современной системы физического воспитания.

Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 6 апреля 2009 года N 694 "О совершенствовании физического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях области" в 5 - 7 классах в общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую спортивную базу, условия и педагогические кадры, рекомендовано увеличить количество уроков физической культуры до 4-х часов в неделю.

Введение третьего урока физической культуры во всех общеобразовательных учреждениях и четвертого в 27 процентах общеобразовательных учреждений области увеличивает объем двигательной активности детей, что положительно влияет на здоровье школьников. Но при этом остро встает вопрос дефицита спортивных сооружений. Слабая материальная база школ, недостаток спортинвентаря и оборудования, несоответствие раздевалок элементарным гигиеническим требованиям способствуют формированию негативного отношения детей к физической культуре.

Не менее важная проблема - недостаточное использование учителями физической культуры современных методик и технологий в образовательном процессе. Не всегда учитель физической культуры учитывает индивидуальные физиологические данные школьников. Широко распространена практика освобождения больных детей от уроков физической культуры, что становится причиной их болезненного сосредоточения на своем нездоровье. Необходимо каждому учащемуся подбирать и рекомендовать свой маршрут "физического здоровья", включать в уроки физкультуры здоровьесберегающее содержание.

Особого внимания требует организация внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных школах. Являясь составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной занимает подчиненное положение, осуществляется на добровольных началах.

В учреждениях высшего и среднего профессионального образования Белгородской области спортивно-массовая работа проводится в учебной и внеучебной формах. В большинстве учреждений высшего и среднего образования работают спортивные секции, проводятся спартакиады и соревнования по массовым видам спорта. Ежегодно проводится областная универсиада среди высших учебных заведений и областная спартакиада среди средних учебных заведений. Однако следует отметить, что вовлеченность студентов в вышеперечисленные мероприятия еще крайне низкая. По статистике, на сегодняшний день в регулярные занятия физической культурой вовлечено около 34 процентов от численности студентов.

Во многом это обусловлено отсутствием современной спортивной базы в большинстве образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, отсутствием системы развития студенческого спорта и свободного времени при совмещении учебы с работой.

К недостаткам физической культуры в учреждениях высшего и среднего профессионального образования области относятся:

- отсутствие широкого студенческого спортивного движения;

- слабая мотивация администраций вузов и ссузов в развитии студенческого спорта, деятельности спортивных клубов и участии студентов в соревнованиях;

- низкая заинтересованность и ответственность большинства всероссийских спортивных федераций по развитию студенческого спорта.

С целью максимального привлечения учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов и ссузов к систематическим занятиям физической культурой во внеучебное время необходимо создавать в каждом образовательном учреждении спортивные клубы, наделенные достаточными полномочиями, и обеспечивать их эффективную работу, оптимизировать соревновательную практику и укреплять материально-кадровую базу студенческого спорта. Важным приоритетом является создание должных условий для студентов с ограниченными возможностями.

Актуальными остаются вопросы создания эффективной среды для инновационного развития физической культуры, в том числе и развитие новых видов спорта, спортивных лиг и общественных организаций.

Необходимо внедрять новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для различных категорий населения, развивать новые виды спорта с целью привлечения широких масс молодежи.