Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ" (с изменениями на: 06.10.2003)

2.1. Финансово - кредитная политика Администрации Ярославской области в агропромышленном комплексе


Финансово - экономическое положение сельхозтоваропроизводителей области на протяжении последних лет сохраняется тяжелым.

Большая часть сельскохозяйственных предприятий нерентабельна, удельный вес убыточных хозяйств не снижается менее 50,0% от их общего количества.

Убыточность производства и реализации сельхозпродукции в среднем за 1996 - 1999 годы составила без учета дотаций минус 35,0%, с дотациями - минус 14,0%.

В течение этих лет убыточно мясо всех видов скота и птицы, производство и реализация молока - основного товарного продукта - также убыточно, за исключением 1999 года.

Из-за убыточности производства у хозяйств отсутствуют собственные оборотные средства, увеличивается кредиторская задолженность, отсутствуют возможности для сохранения достигнутого уровня сельскохозяйственного производства. В некоторых муниципальных округах не организовано банковское обслуживание сельскохозяйственных предприятий, 83 сельхозпредприятия не имеют расчетного счета.

Влияние государственной поддержки на результаты деятельности хозяйств неуклонно снижается.

Из 372 хозяйств области полностью утратили платежеспособность 89 хозяйств и 31 находится на грани экономического банкротства. В 196 хозяйствах возможно оживление экономики за счет внутренних резервов и оказания государственной поддержки. 56 хозяйств экономически стабильны.

Возможности получения республиканского льготного кредита для большинства хозяйств крайне ограничены.

Условия реструктуризации по платежам в бюджет и внебюджетные фонды для большинства предприятий неприемлемы. Заключено 92 соглашения в 74 предприятиях, из них 12 - с пенсионным фондом, 63 - с фондом соцстрахования, 10 - с фондом медицинского страхования, 7 - с фондом занятости.

Велики убытки от стихийных бедствий. За 1999 год затраты по погибшим посевам составили 123 млн. рублей, а возместили из федерального бюджета - 35 млн. рублей.

Договоры с госстрахом по страхованию урожая с/х культур не заключаются, т.к. хозяйства не в состоянии оплатить страховые платежи.

В целях улучшения экономического положения сельхозтоваропроизводителей и повышения эффективности использования бюджетных средств Администрация области намечает продолжить совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства, не допускать распыления бюджетных средств, повысить ответственность хозяйств за результаты производственно - финансовой деятельности, принять меры по укреплению технической базы села.

Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства намечается осуществить за счет введения дополнительного направления поддержки - помимо сельхозтоваропроизводителей будет оказываться помощь населению сельских территорий области.

Для этого предстоит через местные администрации муниципальных округов области уточнить первоочередные потребности населения, размеры требуемых средств и, по возможности, решить эти вопросы.

В целях усиления ответственности сельхозтоваропроизводителей за повышение эффективности производства и экономической деятельности дотации и субсидии конкретному товаропроизводителю будут предоставляться в соответствии с соглашением, заключаемым после предварительного комплексного рассмотрения его финансового состояния, оценки платежеспособности, выяснения причин имеющейся задолженности и текущих перспектив производственно - финансовой деятельности хозяйств.

В течение 2001 - 2003 годов довести объем средств, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса, до 10,0% общей суммы расходов областного бюджета.

Основные направления использования средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства, будут, преимущественно, сохранены.

Данные направления включают использование средств на:

- формирование и осуществление целевых программ, обеспечивающих развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, определяющих технологический и технический прогресс в агропромышленном комплексе;

- поддержание элитного семеноводства и племенного дела;

- сдерживание деградации земель;

- поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и коллективного садоводства и огородничества;

- формирование кадровой и научной политики в отрасли.

В механизме государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет увеличения областного лизингового фонда предполагается расширить поставки сельхозтоваропроизводителям продукции машиностроения.

В очереди текущих вопросов, которые будут разрешены по мере изыскания дополнительных источников средств областного бюджета, стоят вопросы о создании областного фонда льготного кредитования сельских товаропроизводителей, а также о разработке и введении в действие порядка авансирования сельхозтоваропроизводителей, поставляющих продукцию для государственных нужд.

В предстоящий период необходимо полнее учитывать возможности предоставления поддержки селу за счет средств местных бюджетов, упорядочить использование земельного налога путем усиления контроля за расходованием средств земельного налога по целевому назначению.

Кроме того, Администрация области будет оказывать поддержку созданию кооперативных кредитных организаций, содействовать в предоставлении предприятиям и организациям агропромышленного комплекса налоговых льгот, льгот по тарифам на электрическую и тепловую энергию.

Администрация области будет содействовать комплексной реструктуризации кредиторской задолженности сельхозтоваропроизводителей по платежам в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды, примет участие во внедрении системы государственной поддержки страхования урожая сельхозкультур, предусмотренной Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства".