ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2001 года N 159-а
ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "РАДОН" НА 2002 - 2003 ГОДЫ
В соответствии с федеральными законами "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", "О радиационной безопасности населения", а также в целях снижения облучения населения в быту и на производстве от природных источников ионизирующего излучения, совершенствования обеспечения охраны здоровья населения на территории Ярославской области Администрация Ярославской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую областную программу "Радон" на 2002 - 2003 годы (далее - Программа) и считать ее составной частью Программы социально - экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 годы "От выживания к благополучию".
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) включить Программу в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области на 2001 - 2005 годы после утверждения в установленном порядке.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять муниципальные программы по обеспечению радиационной безопасности на территории муниципальных округов.
4. Департаменту строительства и архитектуры Администрации области (Советов В.А.) при выделении участков под строительство и застройку, а также при сдаче законченных строительством объектов в эксплуатацию обеспечить проведение специальных радиологических изысканий в соответствии с разделом 2 Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области Боровицкого М.В.
Первый зам. Губернатора
Ярославской области
В.А.КОВАЛЕВ
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "РАДОН" НА 2002 - 2003 ГОДЫ
2001 год
N | Параметры Программы | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1. | Наименование | областная программа "Радон" |
2. | Дата принятия решения о разработке Програм- мы, наименование и номер соответствующе- го документа | решение постоянной комиссии по соци- альной политике Государственной Думы Ярославской области от 09.09.97 N 33 |
3. | Государственный за- казчик Программы | департамент агропромышленного комплек- са, охраны окружающей среды и природо- пользования Администрации Ярославской области |
4. | Разработчик Программы | центр Госсанэпиднадзора в Ярославской области |
5. | Сроки и этапы реали- зации Программы | 2002 - 2003 годы |
6. | Цель Программы | обследование облучения населения и производственного персонала природными источниками ионизирующего излучения; изучение закономерностей формирования доз и на этой основе разработка и осу- ществление мероприятий по снижению об- лучения населения |
7. | Задачи Программы | - проведение систематического обследо- вания облучения населения природными источниками ионизирующего излучения. Оценка по результатам обследования ра- диационной обстановки в регионе и уровней облучения отдельных групп на- селения, подвергшихся повышенному об- лучению от различных природных источ- ников; - проведение обследования всех потен- циально радиационно опасных жилых и общественных зданий, углубленного об- следования потенциально радиационно опасных производственных предприятий; - обследование и проведение мероприя- тий по снижению облучения населения; - формирование групп риска; обследова- ние состояния здоровья и осуществление профилактических мероприятий для лиц, вошедших в группы риска; - радиоэкологическое сопровождение строительства новых зданий и сооруже- ний; - паспортизация по содержанию естест- венных радионуклидов источников питье- вого водоснабжения, продукции и отхо- дов предприятий, их выбросов и сбросов в окружающую среду; - формирование региональных баз данных по радиоактивности объектов окружающей среды, дозам облучения населения, со- стоянию здоровья населения, подвергаю- щемуся повышенному облучению |
8. | Исполнители Программы | центр Госсанэпиднадзора в Ярославской области; департамент строительства и архитектуры Администрации Ярославской области; Государственный комитет при- родных ресурсов по Ярославской облас- ти; департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
9. | Объемы и источники финансирования | общая стоимость программы: - 1446300 руб.; областной бюджет: - 1106300 руб.; бюджет муниципальных образований: - 340000 руб.; в том числе по годам (руб.): 2002 2003 ------ ------ 773150 673150 |
10. | Ожидаемые конечные результаты | снижение эффективной эквивалентной до- зы облучения населения радоном и его дочерними продуктами распада |
11. | Куратор Программы | межведомственный координационный Совет по обеспечению радиационной безопас- ности на территории Ярославской облас- ти, созданный постановлением Губерна- тора области от 14.08.2001 N 538 |
12. | Ответственное лицо для контактов | Забегалова Генеруслана Васильевна конт. тел. 73-36-16 |
Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года N 809, федеральными законами "О радиационной безопасности населения", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения". В основу Программы положены требования к ее составлению и выполнению, изложенные:
- в информационном письме заместителя главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.94 N 11-20\24-112;
- в методических рекомендациях, утвержденных 03-04.08.95 первым заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов и заместителем Председателя государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора России;
- в методических рекомендациях по составлению региональных целевых программ снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников, подготовленных дирекцией Федерального радиологического центра при Санкт-Петербургском НИИ радиационной гигиены (1996 г.).
Аппаратурное оснащение Программы подготовлено в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора и первым заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов 30.01. - 05.02.96.
Проблема радона имеет глобальное радиационно - гигиеническое значение для всех стран мира.
Исследования, выполненные в развитых странах мира, показали, что вклад природных источников ионизирующего излучения в среднюю эффективную дозу в различных регионах лежит в пределах от 85% до 98%. При этом величина этой дозы составляет от 0,2 Зв (20 Бэр) до 1,5 Зв (150 Бэр) за 70 лет жизни. Облучение отдельных людей может превышать среднее значение для региона в десятки раз.
Ведущим радиационным фактором является содержание радона и его дочерних продуктов распада в воздухе помещений, прежде всего жилых. Вклад этого фактора в суммарную дозу облучения населения составляет от 44% до 92%.
На основании выполненных исследований разработаны долговременные программы в Швеции, Финляндии, США. А Международной комиссией по радиационной защите подготовлены специальные рекомендации (1993 г., публикация 65) по защите от радона-222 в жилых зданиях и на рабочих местах.
В России значимость проблемы радона-222 нашла свое отражение в статьях 13, 16, 18 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и нормативах радиационной безопасности - 99 (НРБ-99), которые содержат нормативные требования к ограничению облучения населения от всех источников радиации.
Исследования, выполненные в Российской Федерации, свидетельствуют о том, что вклад природных источников в формирование радиационной обстановки в России, не ниже, а возможно и выше, чем в странах Западной Европы.
Анализ доз облучения населения территории Ярославской области, выполненный в связи с радиационно - гигиенической паспортизацией, показал, что приоритетными источниками облучения населения являются природные источники. Их вклад в годовую коллективную дозу облучения населения от всех видов источников, принятую за 100%, составляет - 63,3%, в том числе от радона - 52,6%.
Средняя годовая эффективная доза от природных источников на одного жителя области равна 2,5 мзВ, от радона - 1,87 мзВ.
Величина эффективной дозы является мерой количества ожидаемых последствий облучения людей - онкологических заболеваний с летальным исходом и других последствий. Основным последствием облучения радоном является увеличение случаев заболеваемости раком легких. По оценке службы здравоохранения США, радон вызывает около 2000 заболеваний раком легких в год с летальным исходом.
По информации областного онкологического диспансера заболеваемость раком легких на 100000 населения территории зарегистрирована следующая:
- 1997 год - 50,0 случаев (республиканский показатель - 47 случаев);
- 1998 год - 47,0 случаев (республиканский показатель - 50,0 случаев);
- 1999 год - 50,0 случаев (республиканского показателя нет).
Из всех видов облучения, наименее изученным и, в то же время, создающим наибольший вклад в облучение населения, является облучение природными источниками радиации. Поэтому для обеспечения радиационного благополучия населения требуется проведение широкомасштабных и долговременных работ по оценке уровней облучения населения природными источниками, изучение закономерностей формирования доз и разработка на этой основе защитных мероприятий.
Анализ онкологической заболеваемости раком легких в разрезе районов показывает, что число случаев заболеваемости раком легких на 100000 населения при среднем областном показателе 50,0 случаев составляет:
- Большесельский муниципальный округ - 85,0 случаев;
- Борисоглебский муниципальный округ - 71,0 случаев;
- Брейтовский муниципальный округ - 67,0 случаев;
- Любимский муниципальный округ - 85,0 случаев;
- Первомайский муниципальный округ - 75,0 случаев;
- Угличский муниципальный округ - 60,0 случаев.
Из этого вытекает настоятельная необходимость знания фактических уровней облучения населения области, населенных пунктов и отдельных групп населения, подвергшихся повышенному облучению за счет различных природных источников. Знание закономерностей формирования доз позволит наметить возможные пути снижения облучения.
В рамках Программы планируется проведение постоянных наблюдений в нескольких зданиях, расположенных на различных геологических структурах, характерных для региона. Целью этих работ является изучение вариаций содержания радона, их связи с метеоусловиями. Такие здания (стационары) должны быть обеспечены радоновыми мониторами с непрерывной регистрацией активности радона.
Целью второго этапа работ является выявление максимально возможного количества зданий с повышенным содержанием радона. В этих зданиях должны осуществляться защитные мероприятия, а их жители должны быть включены в группы риска, для которых необходимо наблюдение за состоянием их здоровья. Территории нового строительства и строящиеся объекты обследуются в ходе изысканий при разработке градостроительной документации, выборе участков, сдаче объектов в эксплуатацию. Помимо исследования радона в воздухе жилых помещений в программе предусматривается изучение облучения людей на нефтеперерабатывающих предприятиях, загрязнения окружающей среды выбросами ТЭЦ, организация систематического контроля за радиоактивностью строительных материалов, отходов, используемых в строительстве, радиоактивностью питьевой воды подземных водоисточников и продуктов питания.
Программа требует проведения широкомасштабных и долговременных работ по оценке уровней облучения от естественных радионуклидов. Такая информация в сочетании с информацией об уровнях облучения людей за счет медицинских и техногенных источников даст полную характеристику радиационной обстановки на территории области.
В целях получения информации о радиационной обстановке, связанной с радоновым фактором, Госсанэпиднадзором за 1997 - 2000 годы обследовано 423 строящихся и эксплуатируемых жилых и общественных зданий, в которых проведено 80879 измерений уровня внешнего гамма-фона и 4387 измерений радона. Обследовано детских дошкольных учреждений, школ, детских домов - 174 с общим числом измерений радона - 1211. На содержание природных радионуклидов проверено 116 централизованных водоисточников и артезианских скважин. Радиационным контролем охвачено 1306 проб воды, 1044 проб строительных материалов, 55 карьеров и месторождений.
Процент неблагополучных по радоновому фактору среды строящихся зданий из числа проверенных ГСЭН, равен 5,5%, эксплуатируемых - не более 3,3%. Превышение норматива (200 Бк./куб. м) эквивалентной равновесной объемной активности радона для эксплуатируемых зданий в 2,5 - 3,0 раза обнаружено в одной группе детского сада г. Ярославля, размещенной на 1-м этаже здания. Группа закрыта до выполнения мероприятий по противорадоновой защите, предложенных Федеральным радиологическим центром Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены.
Предварительные выборочные исследования показывают, что для изучения радиационной обстановки, обусловленной радоном, изучения конкретных причин формирования доз необходима Программа.
Цель Программы - обследование облучения населения и производственного персонала природными источниками ионизирующего излучения, изучение закономерностей формирования доз и на этой основе разработка и осуществление мероприятий по снижению облучения населения.
Основные задачи Программы:
- проведение систематического обследования облучения населения природными источниками ионизирующего излучения. Оценка по результатам обследования радиационной обстановки в регионе и уровней облучения отдельных групп населения, подвергшихся повышенному облучению от различных природных источников;
- проведение обследования всех потенциально радиационно опасных жилых и общественных зданий, углубленного обследования потенциально радиационно опасных производственных предприятий;
- обследование и проведение мероприятий по снижению облучения населения;
- формирование групп риска, обследование состояния здоровья и осуществление профилактических мероприятий для лиц, вошедших в группы риска;
- радиоэкологическое сопровождение строительства новых зданий и сооружений;
- паспортизация по содержанию естественных радионуклидов источников питьевого водоснабжения, продукции и отходов предприятий, их выбросов и сбросов в окружающую среду;
- формирование региональных баз данных по радиоактивности объектов окружающей среды, дозам облучения населения, состоянию здоровья населения, подвергающемуся повышенному облучению.
Ожидаемые результаты:
- создание системы контроля за действием радона на население;
- выявление радоноопасных объектов и целевое проведение защитных мероприятий;
- разработка системы профилактических мероприятий;
- формирование групп диспансерного наблюдения из лиц, подвергнувшихся воздействию радона, с целью ранней диагностики и проведение в группах профилактических мероприятий;
- снижение дозы облучения в результате своевременного принятия достаточных и эффективных профилактических мер.