АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2001 года N 159-а

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "РАДОН" НА 2002 - 2003 ГОДЫ


В соответствии с федеральными законами "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", "О радиационной безопасности населения", а также в целях снижения облучения населения в быту и на производстве от природных источников ионизирующего излучения, совершенствования обеспечения охраны здоровья населения на территории Ярославской области Администрация Ярославской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую областную программу "Радон" на 2002 - 2003 годы (далее - Программа) и считать ее составной частью Программы социально - экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 годы "От выживания к благополучию".

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) включить Программу в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области на 2001 - 2005 годы после утверждения в установленном порядке.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять муниципальные программы по обеспечению радиационной безопасности на территории муниципальных округов.

4. Департаменту строительства и архитектуры Администрации области (Советов В.А.) при выделении участков под строительство и застройку, а также при сдаче законченных строительством объектов в эксплуатацию обеспечить проведение специальных радиологических изысканий в соответствии с разделом 2 Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области Боровицкого М.В.

Первый зам. Губернатора
Ярославской области
В.А.КОВАЛЕВ






Приложение
к постановлению
Администрации области
от 14.11.2001 N 159-а


ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "РАДОН" НА 2002 - 2003 ГОДЫ

2001 год

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ "РАДОН"

 N

 Параметры Программы

 Содержание              

 1

 2          

 3                   

 1.

Наименование         

областная программа "Радон"           

 2.

Дата принятия решения

о разработке Програм-

мы, наименование и

номер соответствующе-

го документа         

решение постоянной комиссии по соци-

альной политике Государственной Думы

Ярославской области от 09.09.97 N 33  

 3.

Государственный за-

казчик Программы     

департамент агропромышленного комплек-

са, охраны окружающей среды и природо-

пользования Администрации Ярославской

области                               

 4.

Разработчик Программы

центр Госсанэпиднадзора в Ярославской

области                               

 5.

Сроки и этапы реали-

зации Программы      

2002 - 2003 годы                      

 6.

Цель Программы       

обследование облучения населения и

производственного персонала природными

источниками ионизирующего излучения;

изучение закономерностей формирования

доз и на этой основе разработка и осу-

ществление мероприятий по снижению об-

лучения населения                     

 7.

Задачи Программы     

- проведение систематического обследо-

вания облучения населения природными

источниками ионизирующего излучения.

Оценка по результатам обследования ра-

диационной обстановки в регионе и

уровней облучения отдельных групп на-

селения, подвергшихся повышенному об-

лучению от различных природных источ-

ников;

- проведение обследования всех потен-

циально радиационно опасных жилых и

общественных зданий, углубленного об-

следования потенциально радиационно

опасных производственных предприятий;

- обследование и проведение мероприя-

тий по снижению облучения населения;

- формирование групп риска; обследова-

ние состояния здоровья и осуществление

профилактических мероприятий для лиц,

вошедших в группы риска;

- радиоэкологическое сопровождение

строительства новых зданий и сооруже-

ний;

- паспортизация по содержанию естест-

венных радионуклидов источников питье-

вого водоснабжения, продукции и отхо-

дов предприятий, их выбросов и сбросов

в окружающую среду;

- формирование региональных баз данных

по радиоактивности объектов окружающей

среды, дозам облучения населения, со-

стоянию здоровья населения, подвергаю-

щемуся повышенному облучению          

 8.

Исполнители Программы

центр Госсанэпиднадзора в Ярославской

области; департамент строительства и

архитектуры Администрации Ярославской

области; Государственный комитет при-

родных ресурсов по Ярославской облас-

ти; департамент здравоохранения и

фармации Администрации Ярославской

области                               

 9.

Объемы и источники

финансирования       

общая стоимость программы:

- 1446300 руб.;

областной бюджет:

- 1106300 руб.;

бюджет муниципальных образований:

- 340000 руб.;

в том числе по годам (руб.):

 2002 2003

------ ------

773150 673150                      

10.

Ожидаемые конечные

результаты           

снижение эффективной эквивалентной до-

зы облучения населения радоном и его

дочерними продуктами распада          

11.

Куратор Программы    

межведомственный координационный Совет

по обеспечению радиационной безопас-

ности на территории Ярославской облас-

ти, созданный постановлением Губерна-

тора области от 14.08.2001 N 538

12.

Ответственное лицо

для контактов        

Забегалова Генеруслана Васильевна

конт. тел. 73-36-16                   


1. ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года N 809, федеральными законами "О радиационной безопасности населения", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения". В основу Программы положены требования к ее составлению и выполнению, изложенные:

- в информационном письме заместителя главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.94 N 11-20\24-112;

- в методических рекомендациях, утвержденных 03-04.08.95 первым заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов и заместителем Председателя государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора России;

- в методических рекомендациях по составлению региональных целевых программ снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников, подготовленных дирекцией Федерального радиологического центра при Санкт-Петербургском НИИ радиационной гигиены (1996 г.).

Аппаратурное оснащение Программы подготовлено в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора и первым заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов 30.01. - 05.02.96.


1.1. Обоснование Программы

Проблема радона имеет глобальное радиационно - гигиеническое значение для всех стран мира.

Исследования, выполненные в развитых странах мира, показали, что вклад природных источников ионизирующего излучения в среднюю эффективную дозу в различных регионах лежит в пределах от 85% до 98%. При этом величина этой дозы составляет от 0,2 Зв (20 Бэр) до 1,5 Зв (150 Бэр) за 70 лет жизни. Облучение отдельных людей может превышать среднее значение для региона в десятки раз.

Ведущим радиационным фактором является содержание радона и его дочерних продуктов распада в воздухе помещений, прежде всего жилых. Вклад этого фактора в суммарную дозу облучения населения составляет от 44% до 92%.

На основании выполненных исследований разработаны долговременные программы в Швеции, Финляндии, США. А Международной комиссией по радиационной защите подготовлены специальные рекомендации (1993 г., публикация 65) по защите от радона-222 в жилых зданиях и на рабочих местах.

В России значимость проблемы радона-222 нашла свое отражение в статьях 13, 16, 18 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и нормативах радиационной безопасности - 99 (НРБ-99), которые содержат нормативные требования к ограничению облучения населения от всех источников радиации.

Исследования, выполненные в Российской Федерации, свидетельствуют о том, что вклад природных источников в формирование радиационной обстановки в России, не ниже, а возможно и выше, чем в странах Западной Европы.

Анализ доз облучения населения территории Ярославской области, выполненный в связи с радиационно - гигиенической паспортизацией, показал, что приоритетными источниками облучения населения являются природные источники. Их вклад в годовую коллективную дозу облучения населения от всех видов источников, принятую за 100%, составляет - 63,3%, в том числе от радона - 52,6%.

Средняя годовая эффективная доза от природных источников на одного жителя области равна 2,5 мзВ, от радона - 1,87 мзВ.

Величина эффективной дозы является мерой количества ожидаемых последствий облучения людей - онкологических заболеваний с летальным исходом и других последствий. Основным последствием облучения радоном является увеличение случаев заболеваемости раком легких. По оценке службы здравоохранения США, радон вызывает около 2000 заболеваний раком легких в год с летальным исходом.

По информации областного онкологического диспансера заболеваемость раком легких на 100000 населения территории зарегистрирована следующая:

- 1997 год - 50,0 случаев (республиканский показатель - 47 случаев);

- 1998 год - 47,0 случаев (республиканский показатель - 50,0 случаев);

- 1999 год - 50,0 случаев (республиканского показателя нет).

Из всех видов облучения, наименее изученным и, в то же время, создающим наибольший вклад в облучение населения, является облучение природными источниками радиации. Поэтому для обеспечения радиационного благополучия населения требуется проведение широкомасштабных и долговременных работ по оценке уровней облучения населения природными источниками, изучение закономерностей формирования доз и разработка на этой основе защитных мероприятий.

Анализ онкологической заболеваемости раком легких в разрезе районов показывает, что число случаев заболеваемости раком легких на 100000 населения при среднем областном показателе 50,0 случаев составляет:

- Большесельский муниципальный округ - 85,0 случаев;

- Борисоглебский муниципальный округ - 71,0 случаев;

- Брейтовский муниципальный округ - 67,0 случаев;

- Любимский муниципальный округ - 85,0 случаев;

- Первомайский муниципальный округ - 75,0 случаев;

- Угличский муниципальный округ - 60,0 случаев.

Из этого вытекает настоятельная необходимость знания фактических уровней облучения населения области, населенных пунктов и отдельных групп населения, подвергшихся повышенному облучению за счет различных природных источников. Знание закономерностей формирования доз позволит наметить возможные пути снижения облучения.

В рамках Программы планируется проведение постоянных наблюдений в нескольких зданиях, расположенных на различных геологических структурах, характерных для региона. Целью этих работ является изучение вариаций содержания радона, их связи с метеоусловиями. Такие здания (стационары) должны быть обеспечены радоновыми мониторами с непрерывной регистрацией активности радона.

Целью второго этапа работ является выявление максимально возможного количества зданий с повышенным содержанием радона. В этих зданиях должны осуществляться защитные мероприятия, а их жители должны быть включены в группы риска, для которых необходимо наблюдение за состоянием их здоровья. Территории нового строительства и строящиеся объекты обследуются в ходе изысканий при разработке градостроительной документации, выборе участков, сдаче объектов в эксплуатацию. Помимо исследования радона в воздухе жилых помещений в программе предусматривается изучение облучения людей на нефтеперерабатывающих предприятиях, загрязнения окружающей среды выбросами ТЭЦ, организация систематического контроля за радиоактивностью строительных материалов, отходов, используемых в строительстве, радиоактивностью питьевой воды подземных водоисточников и продуктов питания.

Программа требует проведения широкомасштабных и долговременных работ по оценке уровней облучения от естественных радионуклидов. Такая информация в сочетании с информацией об уровнях облучения людей за счет медицинских и техногенных источников даст полную характеристику радиационной обстановки на территории области.

В целях получения информации о радиационной обстановке, связанной с радоновым фактором, Госсанэпиднадзором за 1997 - 2000 годы обследовано 423 строящихся и эксплуатируемых жилых и общественных зданий, в которых проведено 80879 измерений уровня внешнего гамма-фона и 4387 измерений радона. Обследовано детских дошкольных учреждений, школ, детских домов - 174 с общим числом измерений радона - 1211. На содержание природных радионуклидов проверено 116 централизованных водоисточников и артезианских скважин. Радиационным контролем охвачено 1306 проб воды, 1044 проб строительных материалов, 55 карьеров и месторождений.

Процент неблагополучных по радоновому фактору среды строящихся зданий из числа проверенных ГСЭН, равен 5,5%, эксплуатируемых - не более 3,3%. Превышение норматива (200 Бк./куб. м) эквивалентной равновесной объемной активности радона для эксплуатируемых зданий в 2,5 - 3,0 раза обнаружено в одной группе детского сада г. Ярославля, размещенной на 1-м этаже здания. Группа закрыта до выполнения мероприятий по противорадоновой защите, предложенных Федеральным радиологическим центром Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены.

Предварительные выборочные исследования показывают, что для изучения радиационной обстановки, обусловленной радоном, изучения конкретных причин формирования доз необходима Программа.


1.2. Цель, задачи, структура и ожидаемые результаты Программы

Цель Программы - обследование облучения населения и производственного персонала природными источниками ионизирующего излучения, изучение закономерностей формирования доз и на этой основе разработка и осуществление мероприятий по снижению облучения населения.

Основные задачи Программы:

- проведение систематического обследования облучения населения природными источниками ионизирующего излучения. Оценка по результатам обследования радиационной обстановки в регионе и уровней облучения отдельных групп населения, подвергшихся повышенному облучению от различных природных источников;

- проведение обследования всех потенциально радиационно опасных жилых и общественных зданий, углубленного обследования потенциально радиационно опасных производственных предприятий;

- обследование и проведение мероприятий по снижению облучения населения;

- формирование групп риска, обследование состояния здоровья и осуществление профилактических мероприятий для лиц, вошедших в группы риска;

- радиоэкологическое сопровождение строительства новых зданий и сооружений;

- паспортизация по содержанию естественных радионуклидов источников питьевого водоснабжения, продукции и отходов предприятий, их выбросов и сбросов в окружающую среду;

- формирование региональных баз данных по радиоактивности объектов окружающей среды, дозам облучения населения, состоянию здоровья населения, подвергающемуся повышенному облучению.

Ожидаемые результаты:

- создание системы контроля за действием радона на население;

- выявление радоноопасных объектов и целевое проведение защитных мероприятий;

- разработка системы профилактических мероприятий;

- формирование групп диспансерного наблюдения из лиц, подвергнувшихся воздействию радона, с целью ранней диагностики и проведение в группах профилактических мероприятий;

- снижение дозы облучения в результате своевременного принятия достаточных и эффективных профилактических мер.


1.3. Основные направления Программы и пути ее реализации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»