Концепция предусматривает разработку четырех программных направлений, связанных с решением основных проблем повышения социальной и экономической эффективности потребительского рынка, развития конкуренции:
3.1. Формирование системы показателей, подлежащих мониторингу в связи с проведением анализа роста цен на всех стадиях производства и реализации продовольственных товаров, в том числе мониторинга торговых наценок.
Состав системы показателей:
- розничные цены в регионах Центрального федерального округа на основные продукты питания, включенные в минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
- индексы потребительских цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров;
- размеры торговых наценок, применяемые предприятиями торговли;
- динамика отпускных цен товаропроизводителей;
- стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в Ярославской области в сравнении со стоимостью минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в других регионах Центрального федерального округа.
3.2. Увеличение объемов реализации и расширение ассортимента продукции местных товаропроизводителей.
Для решения проблемы конкурентоспособности продукции, производимой сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями перерабатывающей промышленности области, требуется техническое перевооружение, освоение прогрессивных технологий, привлечение инвестиций.
В области принята областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области на 2008 - 2012 годы".
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве и птицеводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и создания соответствующей кормовой базы.
3.3. Создание эффективной конкурентной среды в сфере торговли продовольственными товарами.
Фактором сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка, в частности рынка продовольственных товаров, является создание и дальнейшее развитие конкурентной среды.
В соответствии с современной мировой тенденцией развития розничной торговли в Ярославской области происходит изменение структуры розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров, в направлении увеличения доли крупных (сетевых) торговых предприятий. Появление на областном потребительском рынке различных сетевых структур с магазинами современных форматов, новыми технологиями и более высоким качеством обслуживания населения способствует усилению конкуренции в сфере торговли.
Конкурентными преимуществами крупных розничных сетей перед автономными магазинами являются возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т.д.
К приоритетным направлениям развития конкуренции на рынке продовольственных товаров Ярославской области относятся:
- обеспечение для населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;
- защита прав предпринимателей, всемерное расширение сотрудничества с представителями бизнеса в реализации программ поддержки предпринимательской деятельности;
- ликвидация необоснованных административных барьеров, упрощение процедуры входа на потребительский рынок новых предприятий и создание равных конкурентных возможностей для крупных, малых и средних предприятий;
- соответствие ассортиментной и ценовой политики, спектра услуг, предоставляемых отдельными торговыми предприятиями, с учетом спроса различных слоев населения в зависимости от уровня их доходов;
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка;
- формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров для всех социальных групп населения;
- упорядочение рыночной торговли, сокращение удельного веса рынков в суммарной емкости торговой сети;
- укрепление региональных и межрегиональных связей потребительского рынка и развитие инвестиционной и инновационной деятельности.
3.4. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка.
Темпы развития потребительского рынка увеличивают потребность в трудовых ресурсах. В 90-е годы произошел значительный приток в сферу торговли лиц, не имеющих соответствующей подготовки. Вместе с тем сфера торговли испытывает дефицит квалифицированных кадров.
С приходом на потребительский рынок крупных компаний, работающих по сетевому принципу, и открытием новых современных супермаркетов, универсальных магазинов, внедрением современных технологий с применением прогрессивных форм обслуживания требуется подготовка специалистов соответствующего уровня.