Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД 2017 - 2019 ГОДОВ


13. Денежные доходы и расходы населения


Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций области в 2015 году составила 26747,7 рубля, увеличившись по отношению к 2014 году на 5,2 процента. В условиях двузначной инфляции реальная заработная плата сократилась на 10,2 процента.

В то же время ситуация с динамикой роста заработной платы в бюджетном и внебюджетном секторах экономики складывалась по-разному. Заработная плата бюджетников увеличилась на 1,3 процента, а работников частного сектора - на 7 процентов.

В первом полугодии 2016 года средняя заработная плата в регионе выросла на 5,9 процента, при этом продолжал наблюдаться опережающий рост заработной платы в частном секторе по сравнению с бюджетным сектором. Так, заработная плата в коммерческом секторе выросла на 7,8 процента по отношению к первому полугодию 2015 года, а в бюджетном секторе - на 1,6 процента.

С учетом опережающего исполнения майских указов Президента Российской Федерации заработная плата в бюджетном секторе в 2016 году вырастет на 1,6 процента с учетом повышения минимального размера оплаты труда с 01 июля 2016 года, а во внебюджетном вырастет на 6,7 процента. Таким образом, среднемесячная заработная плата в целом по региону по итогам 2016 года вырастет на 5,6 процента и достигнет величины 28245,6 рубля.

В бюджетной сфере до 2018 года будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В 2019 году заработную плату указанных категорий работников предполагается сохранить на уровне, достигнутом в 2018 году. Для внебюджетного сектора экономики по-прежнему будет актуальна необходимость сдерживания роста издержек производства, в том числе и за счет оптимизации издержек на оплату труда.

Вследствие этого в прогнозном периоде 2017 - 2019 годов прогнозируются относительно небольшие темпы роста номинальной средней заработной платы, что с учетом прогнозируемой инфляции даст довольно скромные темпы реальной зарплаты по благоприятному варианту прогноза.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года N 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)" внесены изменения в Программу поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы". Данная Программа предусматривает расчет отношения средней заработной платы по категориям работников к новому показателю - среднемесячной начисленной заработной платы работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности), начиная с отчета за 2015 год.

Прогнозные оценки значений показателя "Среднемесячный доход от трудовой деятельности" приведены в таблице:

рублей

Наименование показателя

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

I

II

I

II

I

II

Среднемесячный доход от трудовой деятельности

25580,7

27268,0

27590,4

29365,5

29821,6

31426,7

32203,1


По предварительным данным, в 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения составили 100,2 процента по отношению к 2014 году. Положительная динамика данного показателя в кризисный год обусловлена в основном сокращением обязательных платежей и разнообразных взносов населения. Возможно, что данное сокращение произошло вследствие того, что население активно погашало задолженность по кредитам перед банками и, следовательно, снизило свои расходы на выплату процентных платежей по данным кредитам. Рассчитываемое без учета обязательных платежей и разнообразных взносов населения значение показателя "Реальные доходы населения" составило 96,6 процента.

В 2016 году ожидается снижение реальных располагаемых доходов населения на 2 процента по нескольким причинам.

Во-первых, индексация пенсий на 4 процента не покроет величину прогнозируемой инфляции.

Во-вторых, ожидается замедление динамики доходов от собственности в результате постепенного снижения банками процентной ставки по депозитам. Кроме того, постепенно будет исчерпан положительный эффект от замедления динамики обязательных платежей.

В 2017 - 2019 годах по благоприятному варианту прогноза рост реальных располагаемых доходов населения возобновится, чему будет способствовать положительная динамика заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности.

Изменение величины прожиточного минимума населения в силу особенностей ее исчисления зависит от изменения потребительских цен в регионе, поэтому оценка и прогноз данного показателя на 2016 и 2017 годы рассчитаны в соответствии с оценкой и прогнозом изменения потребительских цен в среднесрочном периоде. Кроме того, в прогнозе учтено увеличение величины прожиточного минимума на 5 процентов (оценка Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) в связи с введением в 2018 году новой потребительской корзины, которая в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" должна уточняться не реже одного раза в пять лет.

Следует отметить, что в течение 2016 и 2017 годов Федеральной службой государственной статистики планируется поэтапный переход на новые принципы формирования показателей доходов и расходов населения, социально-экономической дифференциации и бедности, поэтому возможен перерасчет значений прогнозных показателей, касающихся денежных доходов населения, в связи с изменением методики расчета данных значений.