СРАВНИВАЕМЫЕ РЕГИОНЫ | Место в рейтинге по ИРЧП в РФ | |||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Липецкая область | 9 | 6 | 9 | 6 |
Орловская область | 17 | 16 | 14 | 14 |
Курская область | 19 | 39 | 40 | 34 |
Тульская область | 56 | 57 | 49 | 49 |
Калужская область | 55 | 61 | 55 | 56 |
Брянская область | 53 | 65 | 63 | 65 |
Сравнение показателей позволяет увидеть, что по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяющему качество жизни, показатели Брянской, Калужской, Тульской, Курской областей ниже показателя Орловской области, который, в свою очередь, уступает лишь Липецкой и приближается к среднероссийскому уровню.
Основное требование, предъявляемое к системе образования - это обеспечение максимальной вовлеченности детей и подростков, доступность и качество образовательных услуг. Создание для детей равных стартовых возможностей в образовательном маршруте.
На начало 2006 года региональная система образования представлена 270 учреждениями дошкольного образования, которые посещают 24,4 тыс. воспитанников, 598 школами, в которых обучаются 85 тыс. детей, 94 учреждениями дополнительного образования детей (59,5 тыс. обучающихся), 5 негосударственными образовательными учреждениями, в которых обучаются 384 ребенка, 27 учреждениями начального профессионального образования (10,5 тыс. обучающихся), 15 учреждениями среднего профессионального образования (12,9 тыс. обучающихся), 8 учреждениями высшего профессионального образования (40 тыс. обучающихся), 21 детскими домам и школами-интернатами (2,5 тыс. воспитанников), в т.ч. 12 образовательными учреждениями со специальными образовательными потребностями (1,5 тыс. воспитанников) (Рис. 1, 2*).
________________
* Рисунки 1, 2 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
В области осуществляется работа по реструктуризации сети образовательных учреждений и оптимальной организации образовательного пространства. С 2001 по 2005 годы вследствие неблагоприятной демографической ситуации закрыто 22 образовательных учреждения и вновь создано 17, в т.ч. 5 детских садов, 2 начальные школы, 1 средняя общеобразовательная школа, 9 учреждений дополнительного образования детей; 39 школ переведены в статус филиалов базовых общеобразовательных учреждений. За этот же период введены в эксплуатацию 13 вновь построенных школьных зданий на 1910 ученических мест, бассейн, спортивная школа, в стадии строительства находятся 19 школьных зданий.
В условиях активно протекающих процессов социальной дифференциации населения, возрастающей роли образования в формировании социальной мобильности личности, решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей, независимо от благосостояния их семей и места проживания, становится архиважной. Обеспечение доступности дошкольного образования является важнейшим фактором снижения социальной напряженности в обществе и повышения общего уровня образования.
В период социально-политических и экономических преобразований последних десятилетий в области сохранена сеть образовательных учреждений, в которых каждый тип и вид самоценен и важен.
В целом региональная система образования Орловской области работает стабильно и имеет конструктивные связи с другими отраслями экономики. Ведется работа по вовлечению детей во все сферы образовательной системы, по сохранению контингента образовательных учреждений, расширению спектра образовательных услуг.
Обеспечивается доступность образования детям, имеющим особые образовательные потребности, как детям с повышенной мотивацией к обучению, так и детям, с ограниченными возможностями здоровья.
Активно работает система дополнительного образования.
Усиливается ориентация учреждений профессионального образования на потребность регионального рынка труда, ведется допрофессиональная подготовка в общеобразовательной школе, организуется профильное обучение. Создаются механизмы социального партнерства, развиваются ассоциации образовательных учреждений.
В условиях формирующегося рынка труда особое значение приобретает развитие партнерских отношений учреждений НПО с работодателями и создание механизмов гибкого реагирования профессиональной школы на структурные изменения социально-экономической сферы.
Развитие региональной образовательной системы осуществляется с учетом местных социально-экономических условий, культурно-исторических особенностей, на основе государственных требований.
Определены наиболее существенные проблемы:
- демографический спад; сокращение численности детского контингента; повышение стоимости обучения одного учащегося в малочисленной школе;
- определенные различия в качестве образования выпускников городских и сельских школ;
- текучесть педагогических кадров на селе, являющаяся причиной неполного освоения сельскими детьми образовательных программ;
- уровень оплаты труда педагогических работников, не способствующий привлечению в систему образования высококвалифицированных кадров, особенно на селе;
- объем финансовых ресурсов, в основном обеспечивающий функционирование системы образования, но не достаточный для ее развития;
- изношенность существующей материально-технической базы, которая препятствует решению задач повышения доступности образования;
- старение учебного оборудования в системе начального профессионального образования, не позволяющее готовить специалистов требуемого уровня на современном этапе;
- в настоящее время не создана эффективная система мониторинга состояния рынка труда и прогнозирования его развития, необходимая для принятия управленческих решений по совершенствованию НПО.