Недействующий

 
КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2007 года N 204

О КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 06.12.2017 N 511.
____________________________________________________________________


Коллегия Орловской области постановляет:

1. Одобрить Концепцию обеспечения населения Орловской области питьевой водой согласно приложению.

2. Департаменту строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области (Вельковский Е.Н.) разработать на базе Концепции проект областной целевой программы "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008 - 2010 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возлагается на заместителя Председателя Коллегии, руководителя Департамента строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области Е.Н. Вельковского.

Председатель Коллегии
Е.С.СТРОЕВ


Приложение
к постановлению
Коллегии Орловской области
от 3 сентября 2007 года N 204

КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Обеспечение населения Орловской области питьевой водой является одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.

В соответствии с постановлением Главы администрации Орловской области от 18 сентября 1998 года N 35, утвердившим Концепцию программы "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой" на территории Орловской области в период 1998 - 2006 г. г. сложились следующие основные показатели развития отрасли водоснабжения:

 N

 Показатели      

 В разрезе лет:               

 1998 год  

 2000 год  

2004 год

2006 год

1

 2          

 3      

 4     

 5    

 6    

1

Отпуск воды

потребителям,

тыс. куб. м/год   

51768      

49551      

49776,1  

53551,7

2

Одиночная

протяженность

муниципальных

сетей, км         

1230,5     

1392,5     

3159,2   

3306,2  

3

Установленная

производственная

мощность насосных

станций 1 подъема,

т. куб. м/сутки   

254,4      

284,8      

336,7    

339,8   

4

Оборудование

муниципального

жилищного фонда

водопроводом, %   

95,9       

95,9       

89       

93      

5

Износ основных

фондов, %         

В пределах

нормативов

В пределах

нормативов

69       

70      


Из приведенной таблицы следует, что кардинальное изменение ситуации в сфере водоснабжения произошло в период 2000 - 2002 годов в условиях массовой передачи сетей водоснабжения от производственных предприятий в муниципальную собственность без увеличения финансирования коммунальных предприятий. В связи с этим, основные задачи Концепции, разработанной в 1998 году и направленной на улучшение качества питьевой воды не были выполнены. На протяжении 2000 - 2002 г. г. плановый ремонт сетей водоснабжения уступил место аварийно-восстановительным работам. Поэтому, начиная с 2002 года и в современных условиях большая часть усилий направлялась и должна быть направлена в дальнейшем на восстановление и реконструкцию существующих сетей водопровода.

В период 2004 - 2006 г. г. увеличение объемов отпуска воды потребителям связано с ростом объемов ввода жилья, развитием производственных предприятий в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона. Вместе с тем в связи с высоким уровнем износа сетей на долю утечек приходится около 10%.

Рассмотрение проблем питьевого водоснабжения в современных условиях также нужно проводить с учетом новых (отличных от имевшихся в 1998 году) для области факторов:

- изменения в распределении ответственности за водоснабжение между федеральным центром, регионом, муниципалитетами и, соответственно, изменения в схемах финансирования и появления частных операторов в этом сегменте рынка;

- планирование увеличения доли индивидуальной застройки вблизи крупных городов;

- внедрение новых технологий производства питьевой воды в системах централизованного водоснабжения, что в десятки раз повышает ее стоимость.

Основным источником питьевого водоснабжения в Орловской области являются подземные воды, прогнозные эксплуатационные ресурсы которых превышают 2591 куб. метров в сутки для нужд населения.

Качество воды поверхностных водных объектов Орловской области используемых для водоснабжения населения в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное. Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа. В 2006 году в Орле основной реагент обеззараживания - хлор заменен на раствор гипохлорита натрия, который гораздо безопаснее в использовании и хранении, дает лучшие результаты по обеззараживанию.

Положение с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой в Орловской области по-прежнему вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (98% городского и 68% сельского населения) централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения. Многолетние данные социально-гигиенического мониторинга показывают, что из общего количества подземных источников централизованного питьевого водоснабжения (2201) 1/5 часть (22,6%) не отвечает санитарным нормам и правилам, в том числе 18,6% из-за отсутствия зон санитарной охраны. Наибольший удельный вес водоисточников, не имеющих зон санитарной охраны, характерен для Болховского (76%), Глазуновского (33,3%), Должанского (70%), Залегощенского (41,7%), Колпнянского (55%) районов. Отмечается наличие солей железа в концентрациях, превышающих предельно допустимые в источниках централизованного водоснабжения на территории Глазуновского района (91,3%), Кромского (75,0%), Орловского (43,1%), Троснянского (46,3%), Урицкого (41,4%) при среднеобластном показателе 20,2%. Неудовлетворительное качество воды в местах водозаборов по микробиологическим показателям отмечалась в 15 районах области, в разводящей сети в 20 районах области.

С каждым годом коммуникации ветшают все больше, но из тех труб, которые находятся в аварийном состоянии, сейчас меняется только половина. Связано это с недостаточным финансированием, из-за чего страдает и качество воды.

Действующая в регионе система водоснабжения имеет износ более 57% в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, загрязняется при подаче по этим сетям до конечного потребителя. Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды. Например, рядом с Окским и Октябрьским водозаборами в городе Орле, в других муниципальных образованиях находятся стихийные свалки бытового мусора.

Санитарно-техническое состояние источников водоснабжения и водопроводов оценивается как неудовлетворительное. Практически по всем скважинам сельских поселений отсутствуют ограждения зон строгого режима, скважины не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой, кранами для отбора проб воды. Территории зон строгого режима не обустраиваются, павильоны артезианских скважин замусорены, отсутствует герметизация оголовков скважин, что приводит к загрязнению вод подземного горизонта. Часть водопроводов в сельских поселениях пребывает в нерабочем состоянии. Около 75% водоразборных колонок, установленных на сельских водопроводах находятся в неисправном состоянии, часть из них снята с сети. Горловины смотровых колодцев полуразрушены, колодцы заполнены поверхностными стоками, что приводит к подсосу загрязненных стоков в водопроводную сеть.

Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб составляют в ряде случаев более 20% от общего объема добываемой воды из скважин, а также большое количество теряется в жилом фонде из-за утечек в санузлах и приборах водораздачи.

Другими источниками водоснабжения сельских населенных пунктов являются шахтные колодцы. Санитарно-техническое состояние большинства из них оценивается как неудовлетворительное. Шахтные колодцы не оборудованы глиняными замками, навесами, крышками, бетонными отмостками. Не проводится ежегодная очистка колодцев от ила и грязи (после весеннего паводка).

Главами сельских поселений не разработаны программы производственного контроля качества питьевой воды из шахтных колодцев.

В муниципальных образованиях отсутствуют муниципальные программы улучшения водоснабжения, тогда как проблемы улучшения водоснабжения населения и качества питьевой воды имеют первостепенное значение и требуют комплексного решения.

Концепция обеспечения населения Орловской области питьевой водой (далее - Концепция) определяет основные направления программных мероприятий и механизмы их реализации.

II. ЦЕЛИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Главными целями обеспечения населения Орловской области питьевой водой являются улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в Орловской области; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

Для достижения этих целей необходимо решение задач по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и водоотведения, а также развития нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.

Достижение этих целей предусматривается в несколько этапов.

На первом этапе (2008 - 2010 г. г.) намечается коренное улучшение организации питьевого водоснабжения и осуществление следующих мероприятий:

- экономия питьевой воды;

- улучшение качества питьевой воды в районах и городах с наибольшим несоответствием состава используемой воды требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

- восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии, либо подающих воду непитьевого качества;

- ликвидация (тампонаж) выведенных из эксплуатации скважин;

- улучшение состояния и обеспечение соблюдения режимов зон санитарной охраны и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения.

На втором этапе (2011 - 2013 г. г.) следует расширить работы по восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов, а также по охране и улучшению состояния водных объектов-источников питьевого водоснабжения.

На третьем этапе (2014 - 2015 г. г.) - завершить наиболее капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить качественное улучшение водоснабжения населения.

В основу планирования мероприятий первого, второго и третьего этапов необходимо заложить данные лабораторных исследований качества питьевой воды подаваемой населению из водоисточника и разводящей водопроводной сети каждого конкретного населенного пункта, с учетом экспертной оценки его технического состояния.

Также должна быть предусмотрена разработка и реализация инвестиционных, научно-технических и инновационных подпрограмм.

На первом этапе при реализации инвестиционных подпрограмм должны быть использованы результаты уже опробованных опытных технологий очистки воды и обеспечен ввод в эксплуатацию опытно-промышленных образцов на базе новых технологий хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Так, хорошо зарекомендовали себя фильтры очистки воды, производимые в г. Орле инженерно-сервисным предприятием, технологии очистки труб, технологии магнитной очистки воды. Одновременно в рамках научно-технических и инновационных подпрограмм необходимы, на конкурсной основе, исследовательские и опытно-конструкторские работы. В этой сфере достаточно успешно работает Орловский региональный Центр Энергосбережения ОрелГТУ при поддержке Орловского Академцентра РААСН, обеспечивающий внедрение передовых научно-технических достижений при реализации инвестиционных подпрограмм на последующих стадиях. Вместе с тем НИОКР должны осуществляться на конкретный результат, обеспечивающий скорейшую окупаемость инвестиционных проектов в сфере водоснабжения. Таким образом будет обеспечено опережающее выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их своевременное внедрение в практику.

III. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОДПРОГРАММЫ


1. Развитие систем водоснабжения

В городах и населенных пунктах Орловской области эксплуатируется 1260 систем централизованного водоснабжения (водопроводов).

Используемые технологии водоподготовки в условиях продолжающегося ухудшения качества воды на выходе не обеспечивают подготовку питьевой воды до нормативных требований. Таким образом, целесообразно осуществлять работы по очистке воды не только на стадии ее добычи, но и у конкретных потребителей.

Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в городах и поселках городского типа составляет около 5000 километров, из которых в ветхом состоянии находятся 1400 километров, что обусловливает значительные утечки воды и ухудшение ее качества. В сельских населенных пунктах каждый третий населенный пункт имеет частично или полностью неработающую водопроводную сеть.

Для решения указанных проблем необходимо предусмотреть осуществление следующих мер:

- строительство и реконструкция водопроводных сооружений;

- реконструкция систем водоснабжения жилых зданий;

- реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций.

Особое внимание следует уделить расширению использования подземных вод. Это диктуется необходимостью обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайных ситуаций и в первую очередь относится к крупным населенным пунктам. Первоначальным этапом в развитии этих работ должна являться разработка проектно-сметной документации, которая является необходимым условием для выделения средств федерального бюджета.

Важным направлением работ должна стать реконструкция систем водоснабжения жилых зданий, прежде всего в целях экономии питьевой воды. На первом этапе необходимо выполнить работы по реконструкции внутридомовой системы водораздачи, исключить прямые утечки из труб и запорно-регулируемой арматуры.

Реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций должны проводиться на основе новых современных технологий приготовления питьевой воды. Осуществление мероприятий по строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения позволит, существенно улучшить качество питьевой воды, повысить технологическую и санитарную надежность централизованных систем водоснабжения, сократить удельное водопотребление на 20 - 25 процентов, увеличить срок эксплуатации трубопроводов в 2 - 3 раза, улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку территорий поселений.

Основной задачей в области развития систем водоснабжения в сельской местности является осуществление мероприятий по обеспечению населения водой нормативного качества.

В 2008 - 2010 годах в сельской местности намечается осуществить следующие первоочередные мероприятия:

- восстановление систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии;

- реконструкция существующих систем водоснабжения.

Среди мер, позволяющих улучшать качество питьевого водоснабжения, существенное значение будут иметь меры по улучшению состояния зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, включающие: проведение обследования состояния первого пояса зон санитарной охраны, их восстановление; осуществление работ по предотвращению фильтрации вод из хвостохранилищ (в районах, граничащих с Курской областью), шламохранилищ, накопителей отходов животноводческих комплексов во втором и третьем поясах зон санитарной охраны; вынос из второго пояса зон санитарной охраны особо опасных загрязняющих объектов (свалок, полигонов твердых отходов и т.д.).

В качестве дополнительной меры по улучшению обеспечения населения питьевой водой рассматривается способствование созданию предприятий по розливу питьевой воды на базе надежно защищенных от загрязнения подземных вод. Использование экологически чистой бутилированной и пакетированной питьевой воды может иметь существенное значение также в чрезвычайных ситуациях.

Организация предприятий по разливу питьевой воды будет осуществляться коммерческими организациями за счет внебюджетных средств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»