КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2008 года N 161
О СОСТОЯНИИ И РАСЧЕТАХ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 06.12.2017 N 511.
____________________________________________________________________
Благоприятная экономическая и инвестиционная ситуация, сложившаяся в области, проведение активной социальной политики, направленной на обеспечение роста реальных денежных доходов населения, способствовали сохранению позитивной динамики основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. В 2007 году реальные денежные доходы населения по сравнению с 2006 годом увеличились на 13%, реальная заработная плата - на 17%. Среднемесячная номинальная заработная плата в целом по области сложилась в размере 8,6 тыс. рублей и по сравнению с 2006 годом увеличилась на 26,8%. По основным видам экономической деятельности рост заработной платы составил: в организациях сельского хозяйства - 140,5%, строительства - 133,0%, обрабатывающих производств - 126,8%, транспорта и связи - 124,6%. Выше среднеобластного уровня сложилась заработная плата в 1043 организациях (32% от общего числа крупных и средних), более 15 тыс. рублей - в 779 организациях (24%). В декабре 2007 года средняя заработная плата составила 11,8 тыс. рублей.
За январь - март 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года заработная плата в целом по области возросла на 31% и составила 9,9 тыс. рублей. В организациях основных видов экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства, среднемесячная заработная плата в первом квартале превысила среднеобластной уровень. В марте средняя заработная плата достигла 10,4 тыс. рублей.
Повышению уровня заработной платы также способствовало установление Федеральным законом с 1 сентября 2007 года минимального размера оплаты труда в сумме 2300 рублей и увеличение с 1 февраля т.г. фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений на 14%.
В рамках финансовых возможностей организаций наиболее эффективным инструментом регулирования оплаты труда и последовательного ее повышения является коллективный договор. По состоянию на 1 января 2008 года в области в коллективно-договорное регулирование трудовых отношений вовлечено 150,5 тыс. человек, что составляет 61% от общей численности работающих в организациях области. Существенные меры по повышению доходов работающих предусмотрены в заключенном в декабре 2007 года Соглашении между Коллегией, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей Орловской области на 2008 - 2010 годы.
Около 99% крупных и средних организаций области выплачивают заработную плату в установленные сроки, своевременно выплачивается она в бюджетных учреждениях. Общая задолженность по заработной плате по состоянию на 1 мая 2008 года в целом по области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась на 15,6 млн. рублей (в 2,6 раза), а число организаций, имеющих задолженность, с 42 до 9 (в 4,7 раза).
Сокращению задолженности по заработной плате способствовала активная совместная работа органов надзора и контроля, исполнительной власти и местного самоуправления, сторон социального партнерства. Состояние расчетов по оплате труда является предметом постоянного рассмотрения на заседаниях областной, городских и районных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Принимаемые на всех уровнях меры легализации заработной платы позволили только за 1 квартал текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличить отчисления на социальные нужды в 1,3 раза. Более половины заслушанных на комиссиях налогоплательщиков повысили заработную плату до среднеотраслевого уровня.
Вместе с тем, оплата труда значительного числа работников в организациях области остается низкой, а работодатели все еще недостаточно изыскивают возможности для ее повышения. В 142 организациях (4,4% от общего числа крупных и средних) среднемесячная заработная плата в 2007 году была ниже 3 тыс. рублей. В ряде организаций малого бизнеса условиями трудовых договоров работникам определена заработная плата на уровне минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В отдельных организациях допускаются серьезные нарушения трудового законодательства о выплате заработной платы в установленные сроки, в области все еще не ликвидирована задолженность по заработной плате, по состоянию на 1 мая 2008 года она составила 9,8 млн. рублей. В числе организаций-должников 2 предприятия обрабатывающих производств, 3 - сельского хозяйства, 1 - транспорта и 1 - коммунального хозяйства. Допускаются случаи задержки финансирования на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений из бюджетов муниципальных образований.
Органы надзора и контроля не в полной мере используют имеющиеся полномочия в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы и ликвидацией имеющейся задолженности.
В решении проблем социально-трудовой сферы недостаточно используются возможности социального партнерства.
В целях дальнейшего роста доходов работающих граждан, обеспечения своевременной выплаты и ликвидации задолженности по заработной плате Коллегия постановляет:
1. Департаменту экономической политики (Цикорев Н.Н.), Департаменту финансовой политики (Щипкова В.Г.), Департаменту социальной политики (Поляков В.В.), Департаменту аграрной политики (Серов В.М.), Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики (Коростелкин Ю.В.), Департаменту строительной и жилищно-коммунальной политики (Вельковский Е.Н.) совместно с органами местного самоуправления, работодателями и с участием отраслевых профсоюзов осуществить комплекс мер по повышению эффективности работы организаций и укреплению их финансового состояния, переходу на отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере, с тем, чтобы к концу 2008 года обеспечить рост средней заработной платы работников в целом по области до 15 тыс. рублей в месяц.
2. Департаменту экономической политики Орловской области (Цикорев Н.Н.) во взаимодействии с Федерацией профсоюзов Орловской области (Евтеев А.Н.), региональным объединением работодателей "Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области" (Межнев М.А.) обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, содействовать заключению коллективных договоров и соглашений, решению на этой основе проблемы своевременной выплаты заработной платы, повышению уровня оплаты труда в организациях области.
3. Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Цикорев Н.Н.) более эффективно использовать имеющиеся возможности для обеспечения дальнейшего роста доходов работающих граждан и ликвидации задолженности по заработной плате.
4. Управлению труда (Медведев В.И.) при осуществлении регистрации коллективных договоров, соглашений выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в Государственную инспекцию труда в Орловской области; совместно со сторонами социального партнерства, их представителями обеспечить контроль за выполнением коллективных договоров.
5. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Орловской области (Бабкин Г.П.), прокуратуре Орловской области (Воробьев С.Д.) обеспечить контроль за соблюдением законодательства о труде, повысить спрос с работодателей за несоблюдение сроков выплаты заработной платы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Коллегии, руководителя Департамента экономической политики Орловской области Н.Н. Цикорева.
Председатель Коллегии
Е.С.СТРОЕВ