КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2008 года N 293
О СОСТОЯНИИ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 06.12.2017 N 511.
____________________________________________________________________
Складывающаяся в области социально-экономическая ситуация обеспечивает создание необходимых условий для дальнейшего роста заработной платы. Рост инвестиций и укрепление предприятиями своих позиций в рыночной экономике стали той основой, на которой строится проводимая Коллегией области политика по увеличению доходов работающих граждан. Росту заработной платы способствовало законодательное повышение с 1 сентября 2007 года минимального размера оплаты труда более чем в два раза (с 1100 до 2300 рублей). Повышение тарифных ставок Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений Орловской области с 1 сентября 2007 года на 15% и фонда оплаты труда работников этих учреждений с 1 февраля текущего года на 14% обеспечило существенный рост заработной платы работников этих учреждений. Не допущено дальнейшее отставание уровня оплаты труда в бюджетной сфере от уровня оплаты труда в производственной сфере.
За январь - июль 2008 года реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилась на 17%. Средняя номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по области за январь - июль 2008 года сложилась в размере 10,6 тыс. рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 33,1%. В июле 2008 года средняя заработная плата составила 11,6 тыс. рублей. Выше средней по области заработная плата в расчете на одного работника в июле сложилась в 1112 крупных и средних организациях (37% от общего их числа), более 15 тыс. рублей - в 692 организациях (23%).
Существенно улучшилась по сравнению с предшествующими годами ситуация с расчетами по оплате труда. Свыше 99% крупных и средних предприятий выплачивают заработную плату своевременно. Нет задолженности по оплате труда в организациях бюджетной сферы. Число организаций, имеющих задолженность, уменьшилось с 28 в 2007 году до 13 на 1 сентября 2008 года (в 2,2 раза). Удельный вес предприятий-должников в общей их численности составляет 0,3%, а общая их задолженность по заработной плате не превышает 0, 4% месячного фонда оплаты труда всех работников.
Сокращению задолженности по заработной плате способствовала совместная работа органов надзора и контроля, исполнительной власти, прежде всего, отраслевых департаментов Орловской области, и местного самоуправления, сторон социального партнерства.
Однако ситуация с ликвидацией задолженности по оплате труда лишена стабильности. В августе по сравнению с июлем текущего года задолженность по заработной плате увеличилась на 5,1 млн. рублей и составила по состоянию на 1 сентября 18,5 млн. рублей, что на 26,5% больше уровня прошлого года. Просроченную задолженность имели 5 предприятий обрабатывающих производств и 6 предприятий сельского хозяйства. Из тринадцати предприятий, имеющих задолженность по оплате труда, вновь оказались должниками в августе восемь предприятий. Крупнейшим должником по оплате труда остается ООО "Мценский спирткомбинат "Орловская крепость". Данное предприятие имеет задолженность в сумме 10 млн. рублей, что составляет 53,7% от общей суммы задолженности по заработной плате.
Наиболее эффективным инструментом предотвращения образования длительной задолженности, предусмотренным трудовым законодательством, является социальное партнерство. Проблема состоит в недостаточном развитии диалога между работодателями и работниками и недостаточном участии работников в управлении организацией.
Рост среднемесячной заработной платы в экономике области не обеспечивает сопоставимого с ним роста доходов всех работающих граждан. Причиной этого является как сохраняющаяся высокая дифференциация в оплате труда, так и проводимая отдельными организациями и индивидуальными предпринимателями политика минимизации налогов.
Легализация заработной платы, наряду с ликвидацией задолженности по оплате труда, является одной из главных проблем социально-трудовой сферы. Работа по легализации заработной платы оказывает положительное влияние на положение дел в социально-трудовой сфере. Комплекс мероприятий, проводимых с этой целью, позволил добиться определенных результатов. За 7 месяцев 2008 года 1507 работодателей подняли заработную плату до средней по виду экономической деятельности. Поступления налога на доходы физических лиц за этот период возросли в 1,5 раза.
Для работников легализация заработной платы позволяет обеспечить более высокий уровень гарантий оплаты труда и социальной защищенности.
В целях дальнейшего роста доходов работающих граждан, обеспечения своевременной выплаты и ликвидации задолженности по заработной плате Коллегия постановляет:
1. Информацию руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области Бабкина Г.П. принять к сведению.
2. Департаменту экономической политики Орловской области (Цикорев Н.Н.) во взаимодействии с Федерацией профсоюзов Орловской области (Евтеев А.Н.), региональным объединением работодателей "Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области" (Межнев М.А.) обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, содействовать заключению коллективных договоров и соглашений, решению на этой основе проблемы своевременной выплаты заработной платы, повышению уровня оплаты труда в организациях области, обеспечению организациями с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда в сумме 4330 рублей.
3. Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Цикорев Н.Н.), Департаменту имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области (Коростелкин Ю.В.), Департаменту строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области (Вельковский Е.Н.), Департаменту аграрной политики Орловской области (Серов В.М.) более эффективно использовать имеющиеся возможности для обеспечения дальнейшего роста доходов работающих граждан и ликвидации задолженности по заработной плате.
4. Областной межведомственной комиссии по контролю за исполнением требований трудового законодательства в части повышения уровня, своевременности и полноты выплаты заработной платы (Цикорев Н.Н.) совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Орловской области (Колесников В.В.) обеспечить комплекс мер, направленных на дальнейшую легализацию заработной платы.
5. Управлению труда Департамента экономической политики Орловской области (Медведев В.И.) совместно со сторонами социального партнерства, их представителями обеспечить контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.
6. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Орловской области (Бабкин Г.П.), прокуратуре области (Воробьев С.Д.) обеспечить контроль за соблюдением законодательства о труде, повысить спрос с работодателей за несоблюдение сроков выплаты заработной платы.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Коллегии, руководителя Департамента экономической политики Н.Н. Цикорева.
Председатель Коллегии
Е.С.СТРОЕВ