Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


4.1. Организация мониторинга качества управления муниципальными финансами

(Мероприятие N 11 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)


Анализ исходного состояния. Состояние развития местных финансов оказывает значительное влияние на состояние общественных финансов регионального уровня. Соответственно, контроль за состоянием муниципальных финансов, а также оказание методического содействия муниципальным образованиям по вопросам организации бюджетного процесса, повышения качества финансового менеджмента и в целом управления местными финансами является одной из приоритетных задач субъекта Российской Федерации. В настоящее время такое методическое содействие осуществляется путем предоставления регулярных консультаций, проведения семинаров и рабочих встреч. Контроль, в свою очередь, организован в рамках текущего бюджетного процесса. Так, муниципальные образования представляют в Департамент финансовой политики Орловской области документы, позволяющие отслеживать качество управления финансами на муниципальном уровне, в том числе:

- официальную бюджетную отчетность;

- реестры расходных обязательств;

- проекты решений о местных бюджетах.

Также на регулярной основе проводятся заседания Коллегии Орловской области с привлечением руководителей финансовых органов муниципальных образований, на которых рассматриваются вопросы сбалансированности местных бюджетов, достаточности собственных доходов, представляются имеющиеся замечания и предложения.

План реформирования. В целях формирования продуманной политики взаимодействия с муниципальными образованиями на первом этапе реформирования предполагается осуществить, разработать и утвердить методику балльной оценки качества управления местными финансами и платежеспособности муниципальных образований, предполагающую формирование ежегодного рейтинга. Кроме того, планируется сформировать механизм оценки среднего уровня качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований. Рассматриваемый документ также будет содержать подходы к порядку применения результатов проводимой оценки в составе общей ежегодной оценки деятельности органов местного самоуправления. При разработке системы показателей для проведения указанной оценки будут учтены следующие факторы:

- вопросы местного значения, установленные федеральным законодательством;

- требования действующего законодательства (в первую очередь, Бюджетного кодекса РФ);

- показатели, установленные Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";

- показатели, установленные в документах стратегического планирования Орловской области.

С учетом разработанных и утвержденных методик в 2009 году планируется провести оценку показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами, по муниципальным образованиям Орловской области. По результатам указанной оценки возможно будет выявить наиболее слабые аспекты управления муниципальными финансами, кроме того, будут выявлены "отстающие" муниципальные образования. С учетом полученных результатов на областном уровне будут скорректированы подходы к проведению консультаций, рабочих встреч, подготовке методических материалов.

На втором этапе реформирования предполагается придать данной оценке публичность и обеспечит публикацию в средствах массовой информации рейтинга и результатов оценки, а также ежегодной оценки деятельности органов местного самоуправления.

Также в 2010 году планируется стимулировать увеличение средней по муниципальным образованиям оценки качества управления финансами и платежеспособности образований (в сопоставлении между данными 2008 и 2009 годов).

Анализ рисков мероприятия. Важнейшим риском реализации данного мероприятия является незаинтересованность муниципальных образований в повышении качества управления финансами и в обеспечении платежеспособности. Снизить влияние данного риска возможно путем использования ряда инструментов стимулирования. В случае необходимости, в рамках межбюджетных отношений Орловской области может быть предусмотрен дополнительный вид субсидии муниципальным образованиям (например, в рамках реформирования региональных финансов предполагается сформировать методологию проведения конкурса на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов).