Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


4.2. Стимулирование реформирования муниципальных финансов

(Мероприятие N 10 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)


Анализ исходного состояния. Реформирование муниципальных финансов является важнейшей составной частью работы Орловской области по реформированию общественных финансов. Вместе с тем, во многом существующие муниципальные образования не готовы к принятию сложных реформаторских решений. Как правило, это связано как с низкой бюджетной обеспеченностью, т.е. нехваткой средств на реформирование, так и с отсутствием должного понимания и достаточной квалификации для правильного внедрения новых инструментов. Оказание методологического содействия муниципальным образованиям является задачей, которую следует взять на себя региональным органам власти, что является актуальным и своевременным в контексте реализации настоящей Концепции.

В целях определения основных проблемных точек и исходного состояния развития финансовой системы муниципальных образований в Орловской области была проведена оценка использования в 2008 году инструментов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат (ведомственные целевые программы, реестры расходных обязательств, среднесрочный финансовый план и т.д.). По результатам анализа были сделаны следующие выводы:

- практически во всех муниципальных районах и городских округах осуществлен переход на среднесрочное бюджетное планирование путем разработки и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период;

- все муниципальные районы и городские округа своевременно и в соответствии с требованиями действующего законодательства представляют в Департамент финансовой политики Орловской области реестры расходных обязательств муниципальных образований;

- ни в одном муниципальном образовании не принята практика формирования ведомственных целевых программ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности. Таким образом, в настоящее время перед муниципальными образованиями стоит комплексная задача по разработке нормативных правовых и методологических основ программно-целевого бюджетирования на уровне органов местного самоуправления.

План реформирования. В 2009 году предполагается осуществить аналогичный анализ, что позволит выявить динамику внедрения новых инструментов бюджетирования. С учетом проведенного анализа на втором этапе реформирования предполагается разработать и утвердить положение о предоставлении субсидий на реформирование муниципальных финансов. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

- конкурсная основа распределения субсидий;

- обязательность софинансирования из местного бюджета не менее чем на 20%;

- типовой план реформирования.

Кроме того, на втором этапе реформирования будут разработаны модельные муниципальные нормативные правовые акты и методические материалы для муниципальных образований, которые будут содействовать качественному и полноценному реформированию муниципальных финансов.

Также на втором этапе реформирования предполагается утвердить в областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объем субсидий на реформирование муниципальных финансов.

Все нормативные правовые акты, регулирующие процедуру отбора муниципальных образований и условия предоставления субсидий, результаты проводимого отбора, отчеты о реализации реформирования, модельные акты и методические документы, будут опубликованы в средствах массовой информации и сети Интернет.

Анализ рисков мероприятия. Основным риском мероприятия является отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов в бюджете Орловской области для предоставления субсидий. Вместе с тем, имеющаяся практика трехлетнего бюджетирования позволяет оценить возникновение данного риска заблаговременно. Кроме того, даже невозможность объявления конкурса в том или ином финансовом году не свидетельствует о том, что проведение данного конкурса нецелесообразно в дальнейшем.