(Мероприятие N 12 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)
Анализ исходного состояния. В настоящее время в Орловской области не проводится работ по оценке качества финансового менеджмента на уровне главных распорядителей средств областного бюджета. В последнее время данная тема стала одним из логичных продолжений реформы бюджетного процесса, поскольку процедуры планирования и исполнения бюджета именно на уровне министерств и ведомств являются главными составляющими качественного формирования и исполнения областного бюджета.
План реформирования. На первом этапе реформирования предполагается создать методическую и нормативную правовую основы для проведения оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. В первую очередь, будет разработана и утверждена методика балльной оценки, предполагающая формирование ежегодного рейтинга главных распорядителей средств бюджета и расчет оценки среднего уровня качества финансового менеджмента. При разработке оценки качества финансового менеджмента планируется отразить следующие вопросы:
- наличие установленных внутренних процедур документооборота, процедур планирования деятельности и т.д.;
- четкость выполнения установленных процедурных требований (например, скорость прохождения документов, выполнения плана нормотворческой деятельности и т.д.);
- равномерность финансирования (отсутствие резких скачков затрат в декабре каждого финансового года);
- наличие/отсутствие автоматизации процедур планирования и исполнения;
- применение программных методов планирования.
На основе разработанной методики в 2009 году предполагается провести оценку показателей, характеризующих качество финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. Проведенная оценка и выявленные недостатки методики позволят доработать систему оценки и придать ей регулярный характер. Кроме того, в рамках данного документа предполагается рассмотреть вопросы применения результатов мониторинга оценки качества финансового менеджмента при оценке деятельности и премированию на ее основе руководителей соответствующих органов власти.
На втором этапе реформирования предполагается организовать публикацию в средствах массовой информации и сети Интернет рейтинга и результатов оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и результатов ежегодной оценки деятельности руководителей соответствующих ГРБС.
После апробации набора показателей предполагается по наиболее актуальным направлениям деятельности разработать методические рекомендации и модельные нормативные правовые акты, которые позволят главным распорядителям повысить качество финансового менеджмента.
В результате в 2010 году планируется, что средняя оценка качества финансового менеджмента по главным распорядителям средств областного бюджета за 2009 год увеличится в сравнении с данными по 2008 году.
Анализ рисков мероприятия. Среди рисков данного мероприятия необходимо отметить следующие:
- низкая мотивация специалистов и руководителей главных распорядителей средств бюджета к повышению качества финансового менеджмента, что может быть нивелировано за счет введения в систему мониторинга и рейтингов дополнительных стимулов (например, распределение дополнительных ассигнований главным распорядителям средств областного бюджета, занявшим наивысшие места в рейтинге или продемонстрировавшим наибольший рост в рассматриваемый период);
- сложность разработки показателей финансового менеджмента в связи с неопределенностью в настоящее время в российской региональной практике подходов к оценке финансового менеджмента - данный риск можно снизить изучением практики федерального уровня по оценка качества финансового менеджмента федеральных органов исполнительной власти.