Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


I. Финансово-экономическое положение Орловской области


Бюджетная система и состояние ее основных показателей являются одним из ярких отображений общей макроэкономической ситуации в регионе. Несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, благоприятная рыночная конъюнктура и достигнутые в последние годы результаты экономического развития позволили обеспечить достаточно устойчивое формирование доходной базы бюджета, необходимое для финансирования бюджетных обязательств.

Доходы консолидированного бюджета области за 8 месяцев 2008 года сложились в сумме 12,7 млрд. руб., в том числе доходы областного бюджета - 10,3 млрд. руб., что выше уровня прошлого года соответственно на 41,3% и 41,7%. Собственные доходы бюджетной системы области составили - 8,6 млрд. руб. (138,4% к уровню прошлого года), в том числе в части областного бюджета - 6,2 млрд. рублей (138,4% к уровню прошлого года).

Положительная динамика по основным видам экономической деятельности предприятий области, в частности, развитие обрабатывающих производств, связи, позволит обеспечить рост налогооблагаемой базы, на основе которого в текущем году ожидается увеличение объема доходов консолидированного бюджета (без учета финансовой помощи федерального бюджета) до уровня свыше 13 млрд. рублей.

Структура налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета достаточно стабильна на протяжении последних лет. Налоговые доходы занимают более 60% в источниках бюджета (включая трансферты). Определяющими остаются поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль, удельный вес которых по предварительной оценке итогов текущего финансового года составит соответственно 47,3% и 25,5% общей суммы налоговых доходов консолидированного бюджета области. Ожидается, что в будущем году доля налога на доходы физических лиц в структуре налоговых доходов составит 50,7%, доля налога на прибыль - 23,6%. В последующие 2010 - 2011 годы основная доля налоговых поступлений по-прежнему сохранится за налогом на доходы физических лиц (более 50%), что обусловлено прогнозируемым ростом заработной платы.

Расходы областного бюджета за 9 месяцев 2008 года составили 10422,3 млн. рублей. К аналогичному периоду 2007 года темп роста составил 134,8 процента, прирост в абсолютной сумме 2688,9 млн. рублей. В структуре расходов преобладают расходы на финансирование отраслей социальной сферы: образование - 769,0 млн. рублей, культура, кинематография и средства массовой информации - 178,6 млн. рублей, здравоохранение и спорт - 876,8 млн. рублей, социальная политика - 1706,0 млн. рублей.

Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований составили 4093,5 млн. рублей, из которых 1429,6 млн. рублей и 198,1 млн. рублей расходы на выплату заработной платы в муниципальных учреждениях образования и социальной защиты населения.

В целом, с учетом межбюджетных трансфертов, расходы областного бюджета на финансирование отраслей социальной сферы составили 5353,8 млн. рублей, или 51,4 процента.

В структуре расходов по их экономическому содержанию значительный объем занимает заработная плата с начислениями - 2073,1 млн. рублей, или 19,9 процента, а также перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации - 4093,5 млн. рублей, или 39,3 процента.

Меры государственной экономической политики, направленные на реализацию стратегии реформирования бюджетно-налоговой системы Российской Федерации, ставят перед собой задачи формирования максимально благоприятных условий для роста налоговой базы, создания благоприятного инвестиционного климата, оптимизации структуры и повышения эффективности государственных расходов.

Настоящая Концепция реформирования является региональным инструментом реализации государственной политики по реформированию бюджетной составляющей фискальной системы Орловской области.