Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


1.3. Совершенствование методологии планирования бюджета

(Мероприятие N 7 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)


Анализ исходного состояния. В ходе реализации бюджетной реформы и реформы федеративных отношений в Российской Федерации в бюджетную практику был введен термин "расходное обязательство", означающий установленное обязательство публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета. Также была введена обязанность органов государственной власти по ведению реестра расходных обязательств, который первоначально носил в основном информационный характер и позволял объединить в себе все сведения о расходных обязательствах, подлежащих финансированию из бюджета соответствующего уровня. Позднее значимость реестра расходных обязательств была усилена и он стал одним из инструментов бюджетного планирования:

- включающим в себя финансовую оценку расходных обязательств на трехлетний период;

- отражающим только действующие расходные обязательства, что является важным с точки зрения процедуры планирования бюджета;

- позволяющим выявить несоответствия между фактически финансируемыми расходами бюджета и списком расходных обязательств, обусловленных действующими нормативными правовыми актами, договорами, соглашениями (как в сторону наличия необоснованно финансируемых расходов, так и в сторону нехватки нормативного правового регулирования).

В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования и ведения реестра расходных обязательств, включая вопросы консолидации реестров расходных обязательств муниципальных образований. Орловская область также не стала исключением, и, начиная с 2006 года, реестр расходных обязательств Орловской области ведется на регулярной основе (включая консолидацию реестров расходных обязательств муниципальных образований). Ведение реестра осуществляется на автоматизированной основе, что значительно ускоряет и упрощает процедуры ведения и представления реестра расходных обязательств, в том числе, в Минфин России. На практике формирование и ведение реестра расходных обязательств позволило Орловской области:

- выявить обязательства, не имеющие должного нормативного правового обоснования, но финансируемые из областного бюджета; в настоящее время из бюджета Орловской области финансируются только те расходные обязательства, которые имеют необходимое и достаточное нормативное правовое обоснование;

- рассчитать объем бюджетных ассигнований на исполнение действующих обязательств в рамках планирования бюджета Орловской области.

План реформирования. Ведение реестра расходных обязательств является лишь одним из многочисленных звеньев в процедуре бюджетного планирования. Немаловажное место занимают вопросы планирования бюджетных ассигнований. В настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации установлена типология бюджетных ассигнований (на предоставление государственных и муниципальных услуг, социальное обеспечение населения, предоставление межбюджетных трансфертов и т.д.). Аналогичные поправки были внесены в областное законодательство. Наиболее сложной задачей является правильное планирование различных видов бюджетных ассигнований, кроме того, действующее законодательство устанавливает требование раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Учитывая вышеизложенное, на первом этапе реформирования предполагается разработать и утвердить порядок планирования бюджетных ассигнований с учетом следующих принципов:

- планирование бюджетных ассигнований должно производиться с выделением видов бюджетных ассигнований;

- планирование бюджетных ассигнований должно вестись раздельно для исполнения действующих и принимаемых обязательств;

- при планировании бюджетных ассигнований должны планироваться непосредственные и конечные результаты использования бюджетных ассигнований.

Уже на первом этапе планируется наладить регулярную публикацию реестра расходных обязательств Орловской области (и консолидированного реестра расходных обязательств муниципальных образований) на официальном сайте www.adm.orel.ru. Опубликованы также будут все разработанные нормативные правовые акты по вопросам планирования бюджетных ассигнований.

На втором этапе реформирования планируется разработать порядок конкурсного распределения принимаемых обязательств в соответствии с эффективностью планируемых мероприятий. При формировании данного порядка предполагается учитывать, включены ли те или иные мероприятия в ведомственные и долгосрочные целевые программы. К 2010 году планируется, что не менее 90% расходов Орловской области будут иметь нормативное правовое основание, определяющее порядок расчета стоимости реализации соответствующих расходных обязательств.

Оценка рисков мероприятия. Среди рисков реализации данного мероприятия следует отметить существующую неоднозначность в определении стоимости предоставления той или иной государственной (муниципальной) услуги, что может повлечь за собой сложность формирования порядка планирования бюджетных ассигнований по их видам, а также сложность разработки нормативных правовых актов Орловской области с установленным порядком расчета стоимости реализации расходных обязательств. Указанный риск возможно минимизировать путем изучения опыта других субъектов Российской Федерации, привлечения научных организаций для выработки подходов к оценке стоимости государственных (муниципальных) услуг, проведения фактической оценки стоимости расходных обязательств.