Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


1.4. Повышение прозрачности и объективности механизмов распределения межбюджетных трансфертов

(Мероприятие N 8 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)


Анализ исходного состояния. Распределение межбюджетных трансфертов является одной из наиболее важных и в то же время сложных задач, стоящих перед Орловской областью. В целом межбюджетные трансферты местным бюджетам в 2008 году составят 4207722,9 тыс. рублей, или более 30 процентов расходов областного бюджета, в 2009 - 2010 годах их сумма также составит более 30 процентов расходов областного бюджета. Объем дотаций бюджетам муниципальных образований составляет в 2008 году 1095157,0 тыс. рублей, в 2009 - 2010 годах планируется последовательное сокращение объемов дотаций на 10%. Следует отметить, что часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, составляющем в 2009 году 10,7 процента, в 2010 году 10 процентов от налога, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет Орловской области. По расчетам в рамках бюджетного планирования в 2008 году по дополнительным нормативам бюджеты муниципальных районов получат 453624 тыс. рублей налога на доходы физических лиц, в 2009 и 2010 годах, соответственно, 712696 тыс. рублей и 855236 тыс. рублей.

Основное место в структуре межбюджетных трансфертов занимают субвенции на выполнение переданных государственных полномочий Российской Федерации и Орловской области: по итогам 2008 года они составят 65,3%, в 2009 году - 67,5%, в 2010 году - 74,1% от общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

В связи с тем, что полномочия по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений также переданы органам местного самоуправления муниципальных районов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений включены в Областной фонд компенсаций и составляют в 2008 году 167891 тыс. рублей, в 2009 и 2010 годах, соответственно, 203265 тыс. рублей и 214186 тыс. рублей.

К настоящему времени в области принят и действует Закон Орловской области "О межбюджетных отношениях", которым установлены методики распределения межбюджетных трансфертов, в том числе:

- методика расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

- методика расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

- методика расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;

- методика расчета и установления дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований, заменяющих часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), поселений, а также часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;

- методики распределения субвенций местным бюджетам из областного бюджета;

- методика расчета субсидий в областной бюджет из местных бюджетов.

Все указанные методики носят бессрочный характер и являются основой при планировании трехлетнего бюджета Орловской области. В результате распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2008 год, а также на 2009 и 2010 годы осуществлено с применением единого для всех муниципальных образований критерия выравнивания. Таким образом, бюджетная обеспеченность после выравнивания будет одинакова во всех муниципальных районах и городских округах в 2009, 2010 годах (за исключением городского округа "Город Орел", бюджетная обеспеченность в котором выше критерия выравнивания).

План реформирования. Указанный выше закон не содержит методик распределения субсидий на софинансирование расходов, что является неотъемлемой составляющей межбюджетных трансфертов. Субсидии на софинансирование расходов выделяются в соответствии с отдельными методиками, установленными Коллегией Орловской области. Следует отметить, что указанные методики не содержат указания на необходимость обеспечения результативности расходования субсидий, т.е. механизма перераспределения субсидий в зависимости от достигнутых результатов. Вместе с тем, данное требование является прямым следствием внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. На исключение данного недостатка будет направлена работа органов государственной власти Орловской области на первом этапе реформирования.

Кроме того, создание прозрачной системы межбюджетных отношений требует от Орловской области налаживания регулярной публикации методик, расчетов и результатов распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Данная работа будет вестись как на первом, так и на втором этапе реформирования.

Оценка рисков мероприятия. Основным риском реализации данного мероприятия является сложность формулирования четких требований к результативности расходования субсидий в связи с необходимостью установления понятных и проверяемых показателей. Более того, нередко предоставление субсидий является для муниципальных образованием почти единственным источником финансирования, что требует практически полного авансирования, а значит, анализ полученных результатов будет проводиться уже после предоставления субсидий, когда перераспределение фактически невозможно. Снижение данного риска может быть заложено в саму методику предоставления субсидий, когда предполагаемая сумма трансферта будет разделена на части, и каждый следующий транш будет зависеть от результатов использования предыдущего. Кроме того, риск данного мероприятия снижается также за счет внедрения трехлетнего бюджетирования, что позволяет ставить будущие субсидии в зависимость от достигнутых результатов.