Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


2.4. Развитие новых форм оказания государственных услуг

(Мероприятие N 3 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)


Анализ исходного состояния. Вопрос оптимальности организации предоставления государственных услуг давно является одним из наиболее дискуссионных. Проведенная бюджетная реформа также не оставила эту проблему в стороне, поскольку повышение эффективности и результативности бюджетных расходов во многом зависит от масштабов и механизмов финансирования бюджетной сети. Основным видом организаций, предоставляющих государственные услуги, всегда были бюджетные учреждения. Привлечение частных компаний к данной деятельности крайне мало. К 2004 году в рамках работ по реструктуризации бюджетного сектора на федеральном уровне были созданы основы для перехода к новой организационно-правовой форме - автономным учреждениям. Следует отметить, что по функциям, полномочиям и свободам автономные учреждения находятся между бюджетными учреждениями и частными компаниями. С одной стороны, автономные учреждения являются государственными учреждениями и функционируют на государственной собственности, с другой - автономные учреждения обладают значительно большей свободой в распоряжении финансовыми ресурсами и в осуществлении своей деятельности. В ряде субъектов РФ создание автономных учреждений стало важной задачей в ходе проведения бюджетной реформы. Орловская область также рассматривает возможность создания автономных учреждений (в том числе путем изменения типа существующих государственных учреждений) как актуальное направление в оптимизации имеющейся бюджетной сети. Вместе с тем, для внедрения в практику нового вида государственных учреждений требуется взвешенный и продуманный подход.

План реформирования. Для целей активизации работы по развитию новых форм организации предоставления государственных услуг на первом этапе реформирования предполагается провести оценку возможности изменения организационно-правовой формы бюджетных учреждений и (или) предоставления государственных услуг частными компаниями. Такая оценка будет проводиться путем сбора и анализа информации о состоянии дел в бюджетных учреждениях Орловской области, в том числе по вопросам доходов от предпринимательской деятельности, кадрового состава сотрудников учреждений, изношенности основных фондов, объемов кредиторской задолженности и т.д. По результатам такой оценки в области будет выработан реалистичный план по созданию автономных учреждений.

На первом этапе реформирования предполагается разработать и принять пакет нормативных правовых актов, необходимых для проведения работ по созданию автономных учреждений. Указанные документы будут приняты в развитие норм Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в том числе:

- об утверждении формы примерного устава автономного учреждения;

- о рассмотрении предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений;

- о порядке осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения;

- об утверждении порядка создания бюджетного учреждения путем изменения типа автономного учреждения;

- об условиях и порядке формирования задания учредителя для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности Орловской области, и порядке финансового обеспечения выполнения задания учредителя.

Особое внимание при разработке пакета нормативных правовых актов будет уделено формированию перечня критериев, на основании которых может приниматься решение о создании автономного учреждения, а также процедурных вопросов изменения типа существующих государственных учреждений.

В 2009 году также планируется утвердить план изменения организационно-правовой формы бюджетных учреждений, т.е. план создания автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений. В 2010 году планируется опубликовать в средствах массовой информации и сети Интернет результаты реализации утвержденного плана.

Анализ рисков мероприятия. Одним из рисков реализации данного мероприятия является отсутствие бюджетных учреждений, которые соответствуют критериям, необходимым для изменения типа на автономные. Кроме того, в условиях добровольности изменения своего статуса сложность может заключаться в отсутствии желания бюджетных учреждений идти на этот шаг. Вместе с тем, данный риск не требует принятия дополнительных решений от Орловской области: в данной ситуации не следует форсировать такие изменения, необходимо провести активную разъяснительную работу и продолжать вести ежегодный мониторинг состояния бюджетных учреждений.

3. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств (далее также - ГРБС)

Совершенствование системы управления финансами в целом на территории Орловской области во многом ложится на плечи финансово-экономического блока органов государственной власти области, однако нельзя не отметить, что результативность всех нормативных и методологических улучшений в данной сфере находится в высокой степени зависимости от качества финансового менеджмента на уровне конкретных главных распорядителей средств областного бюджета. В результате даже при хорошо организованном бюджетном процессе возможны ситуации, когда действия главных распорядителей могут значительно снизить эффективность и результативность расходования средств (недостаточно качественное планирование на уровне ГРБС, затягивание фактического исполнения бюджета, необоснованная неравномерность расходования бюджетных средств и т.д.). На данной стадии реформирования, в период 2008 - 2010 годов, необходимо обратить особое внимание на формулирование критериев и индикаторов, позволяющих оценить качество финансового менеджмента и высветить основные направления совершенствования. В дальнейшем результаты оценки качества финансового менеджмента могут стать одним из факторов, влияющих на распределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств бюджета.