Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


3. Анализ ситуации на рынке труда Орловской области и оценка эффективности использования иностранной рабочей силы


На начало 2013 года численность экономически активного населения региона по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области составила 391,1 тыс. человек, из них трудоустроено 370,2 тыс. человек, безработных - 20,9 тыс. человек.

Общая численность работников крупных, средних и малых предприятий составила 239,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 5,9 тыс. человек (или 2,4%). Снижение численности работников отмечалось в обрабатывающих производствах, на транспорте, в связи, финансовой деятельности и образовании. В области с 2008 года сохраняется тенденция по снижению численности трудовых ресурсов.

В 2012 году в экономике Орловской области зафиксирован рост объемов валового регионального продукта, промышленного производства, инвестиций, потребительского рынка товаров и услуг. Сохраняется положительная динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Номинальные денежные доходы населения за 2012 год по сравнению с 2011 годом увеличились на 13,6%, а реальные денежные доходы - на 9,4%. Среднемесячная номинальная заработная плата в целом по области за прошлый год составила 16,9 тыс. рублей и по сравнению с 2011 годом увеличилась на 17%, а реальная заработная плата - на 11,6%. Рост заработной платы произошел в организациях всех видов экономической деятельности.

В 2012 году в организациях Орловской области создано 3500 новых рабочих мест. Значительный удельный вес в общем объеме создаваемых высокопроизводительных рабочих мест приходится на обрабатывающие производства и сельское хозяйство - сферы наибольшего привлечения иностранной рабочей силы.

В 2012 году уровень общей безработицы снизился до 5,3% (в 2011 году - 6,3%), а уровень фиксированной безработицы - до 1,2% (в 2011 году - 1,4%). По состоянию на 1 апреля 2013 года на учете в службе занятости состояло 4500 безработных граждан (в 2011 году - 5900). Вовлечение безработных граждан в экономику оказалось недостаточным для замещения всех свободных рабочих мест. Мониторинг состояния фиксированного рынка труда Орловской области свидетельствует о наличии проблем в удовлетворении потребности работодателей в рабочей силе в связи с несоответствием количественных и качественных параметров спроса и предложения. В настоящее время удовлетворить потребности работодателей области в работниках отдельных профессий (специальностей) за счет региональных трудовых ресурсов полностью не представляется возможным. На сегодняшний день отсутствует четкая система мероприятий по привлечению в регион этих ресурсов из других регионов России, стран дальнего и ближнего зарубежья. Все это создает объективные предпосылки для роста численности и доли привлекаемых в экономику иностранных трудовых мигрантов.

Количество иностранных трудовых мигрантов в Орловской области имеет тенденцию к постоянному росту. Так, утвержденная квота на выдачу разрешений на право осуществления трудовой деятельности иностранным работникам на территории Орловской области на 2013 год была установлена в количестве 2747 человек, но, в связи с ее недостаточностью, в настоящее время решается вопрос об увеличении квоты на 1549 человек. В 2010 году квота составляла 3574 человека, в 2011 году - 3560, в 2012 году - 2742. В 2008 году разрешительные документы на право работы получил 2091 иностранный гражданин, в 2009 году - 2258. С появлением патента, получившего широкое развитие на территории области, эти показатели выросли: до 2334 в 2010 году, 6610 в 2011 году и 6998 в 2012 году.

Большинство иностранных граждан занимают те рабочие места, на которые не претендует местное население. Управлением Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Орловской области учтено 212 хозяйствующих субъектов, использующих труд иностранных работников. Основные сферы привлечения иностранной рабочей силы в регионе - строительство, обрабатывающее производство и сельское хозяйство, торговля и сфера услуг. Главными экспортерами иностранной рабочей силы в течение последних лет являются республики Узбекистан, Таджикистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и Киргизия. В структуре иностранной рабочей силы преобладают работники среднего уровня квалификации - 77%, (с невысоким уровнем квалификации - 22,4%, высококвалифицированные - 0,7%). Из-за отсутствия собственных крупных предприятий регион для высококвалифицированных специалистов недостаточно привлекателен. Так, в 2012 году осуществляли трудовую деятельность 15 высококвалифицированных специалистов. В основном это руководители организаций, расположенных в городе Москве и Московской области и имеющих в области подразделения.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года диктует необходимость увеличения потребности предприятий в высококвалифицированных кадрах.

Миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающим экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

В настоящее время продолжается отток постоянных жителей Орловской области, в основном в город Москву и Московскую область. По результатам мониторинга трудовой миграции населения области, проводимого органами службы занятости населения в 2012 году, за пределами Орловской области занято около 32,6 тыс. местных жителей. В этих условиях повышенное внимание должно быть уделено внутренней миграции населения - эффективному механизму перераспределения актуальных и потенциальных трудовых ресурсов региона.

Разработка региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и использование миграционного потенциала российской системы образования будут способствовать привлечению на постоянное жительство мигрантов с востребованными в регионе профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество.