ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 года N 19
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА N 153 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 17.12.2019 N 695.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения развития отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 30 апреля 2013 года N 153 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А.П.КОЗЛОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 4 февраля 2014 года N 19
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 30 апреля 2013 года N 153
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
Наименование государственной программы | "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Соисполнитель государственной программы | Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Подпрограммы государственной программы | 1) "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи на 2013 - 2020 годы"; |
Мероприятие государственной программы | Межбюджетные трансферты бюджетам фондов обязательного медицинского страхования (далее - межбюджетные трансферты) |
Цель государственной программы | Обеспечение доступности медицинской помощи населению Орловской области и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи государственной программы | 1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1) смертность населения (на 1000 человек); |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, по предварительной оценке, - 80257651,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: |
В том числе по направлениям затрат | Капитальные вложения - 119581,2 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) снижение смертности населения до 15,6 на 1000 человек; |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, текущее состояние основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Главной целью социальной политики Российской Федерации, в том числе Орловской области как одного из ее субъектов, в сфере здравоохранения является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Орловской области, в том числе высокотехнологичной и специализированной.
Актуальность разработки государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы" обусловлена отрицательной динамикой некоторых показателей общественного здоровья (высокая смертность трудоспособного населения от туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, высокая заболеваемость социально значимыми заболеваниями), необходимостью реструктуризации учреждений первичной медико-санитарной помощи, модернизации специализированных видов медицинской помощи, обновления основных фондов и расширения сети учреждений здравоохранения. Сокращение смертности населения от предотвратимых причин, как правило, достигается путем проведения мероприятий по исключению причин заболеваний, профилактических мер по раннему выявлению заболеваний, снижения числа дорожно-транспортных происшествий, обеспечения своевременности и эффективности лечения при травмах и сердечно-сосудистых заболеваниях, увеличения доступности специализированных, в том числе высокотехнологичных, видов медицинской помощи.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", областной программы "Модернизация здравоохранения Орловской области на 2011 - 2013 годы" были частично оснащены диагностическим оборудованием лечебно-профилактические учреждения области, но сохраняется ряд медицинских учреждений, которые по оснащению не соответствуют рекомендуемым порядкам и стандартам.
Проблемы здравоохранения Орловской области длительное время были связаны с высоким уровнем дотационности бюджета, несформированностью инфраструктуры рынка медицинских услуг.
Материально-техническая база медицинских учреждений, информатизация системы оказания медицинской помощи требует дополнительных финансовых вливаний с целью формирования единого подхода к реализации программы государственных гарантий и обеспечения выполнения федеральных отраслевых стандартов диагностики и лечения на территории всей страны.
Внедрение диагностических и лечебных технологий в систему практического здравоохранения требует инвестиций, которые должны быть направлены на ключевые, приоритетные направления медицинской отрасли. Это позволит получить максимальный эффект в области улучшения состояния здоровья граждан.
Наиболее важными задачами государственной программы являются:
1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
2) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
3) развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
4) повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
5) развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
6) обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
7) обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
8) обеспечение системности организации охраны здоровья.
Решение таких задач возможно лишь при детальном планировании и проектировании процесса работы системы здравоохранения.
Достижение указанной цели возможно только при реализации комплекса социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на развитие системы здравоохранения Орловской области в рамках государственной программы.
Необходимость реализации государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013 - 2020 годы" диктуется сложившейся демографической ситуацией, особенностями возрастной структуры населения, заболеваемости и смертности.
В настоящее время в Орловской области, как и в Российской Федерации в целом, сохраняется напряженная демографическая ситуация, когда уровень смертности превышает уровень рождаемости. За последние три года наметилась тенденция к снижению уровня смертности и повышению рождаемости, однако острота проблемы депопуляции сохраняется.
В 2011 году, по данным переписи, население Орловской области составило 785592 человека, в 2010 году - 793144 человека. Зафиксировано некоторое замедление темпов снижения численности населения: по сравнению с данными на 1 января 2011 года оно уменьшилось на 4,3 тыс. человек, в то время как за предыдущий 2010 год население уменьшалось на 7,6 тыс. человек соответственно.
Трудоспособное население составляет на 1 января 2012 года 460,912 тыс. человек, что ниже, чем в предыдущие годы (2010 год - 492,884; 2009 год - 500,2).
Доля детского населения области также снизилась до 13,6% (2010 год - 17%, 2009 год - 17%). Количество детей в возрасте от 0 до 14 лет составило 1 января 2012 года 108,999 тыс. человек (2010 год - 110,626; 2009 год - 110,558; 2008 год - 110,621), подростков в возрасте 15 - 17 лет - 23,982 тыс. человек (2010 год - 26,209; 2009 год - 27,985; 2008 год - 31,067).
Показатель рождаемости уменьшился до 10,5 на 1000 населения (2010 год - 11,0; 2009 год - 10,4; Российская Федерация в 2010 году - 12,5).
Показатель общей смертности на территории Орловской области составил 16,3 на 1000 населения (2010 год - 17,4; 2009 год - 16,7; Российская Федерация - 14,3 в 2010 году). В результате в Орловской области снизился показатель естественного прироста населения, который в 2011 году составил (- 5,8); в 2010 году - (- 6,4); в 2009 году - (- 6,2).
Постепенно в области снижается количество умерших на 10 тыс. населения: в 2011 году данный показатель составил - 163,0 (2010 год - 174,0; 2009 год - 165,7; 2008 год - 172,7; Российская Федерация - 142,9). Среди них преобладают умершие от болезней системы кровообращения: в 2011 году показатель составил 103,0, что выше, чем по Российской Федерации, на 21,2% (2010 год - 110,6; 2009 год - 105,6), по Российской Федерации в 2010 году - 81,2. Основными причинами смертей стали: гипертоническая болезнь - 2,3 (2010 год - 1,9; 2009 год - 1,4); острый и повторный инфаркт миокарда - 4,6 (2010 год - 4,9; 2009 год - 4,2); цереброваскулярные болезни - 19,6 (2010 год - 21,0; 2009 год - 22,4). Рост смертности от инфаркта миокарда и высокие значения показателя смертности от цереброваскулярных болезней в области обуславливает необходимость совершенствования оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Сохраняется тенденция увеличения количества смертей от злокачественных новообразований - 23,5 в 2011 году, что на 13,5% выше, чем по Российской Федерации (2010 год - 24,3; 2009 год - 22,9; Российская Федерация в 2010 году - 20,7; в 2009 году - 20,69), что делает приоритетными мероприятия по совершенствованию онкологической помощи.
На территории Орловской области уменьшается общее число смертей как от несчастных случаев, отравлений и травм - 15,2 в 2011 году (2010 год - 16,4; 2009 год - 16,4), что на 58% выше, чем по Российской Федерации, так и в результате отравления алкоголем - 2,5 в 2011 году (2010 год - 2,7; 2009 год - 2,6), что на 21,4% выше, чем по Российской Федерации (2010 год - 1,4; 2009 год - 1,5).
Растет число умерших от болезней органов пищеварения: в 2011 году данный показатель составил - 7,6, что превышает показатель по Российской Федерации на 16,9% (2010 год - 7,4; 2009 год - 7,2), в том числе от алкогольных болезней печени - показатель составил 1,5 на 10000 населения; от фиброзов и циррозов печени - 2,13. Несмотря на уменьшение количества смертей от болезней органов дыхания до 5,9 в 2011 году (2010 год - 6,2; 2009 год - 6,1), данный показатель превышает на 11,3% смертность по Российской Федерации.
Наибольшие показатели в структуре общей смертности по результатам 2011 года представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговое место | Наименование класса | 2011 год | 2010 год | 2009 год |
1 | Болезни системы кровообращения | 63,2% | 63,6% | 63,8% |
из них: | ||||
гипертоническая болезнь | 1,4% | 1,1% | 0,9% | |
острый и повторный инфаркт миокарда | 2,9% | 2,8% | 2,6% | |
цереброваскулярные болезни | 12,0% | 12,1% | 13,5% | |
2 | Злокачественные новообразования | 14,4% | 14,0% | 13,8% |
3 | Несчастные случаи, травмы и отравления | 9,3% | 9,4% | 10,0% |
из них: | ||||
отравления алкоголем | 1,5% | 1,5% | 1,5% | |
4 | Болезни органов пищеварения | 4,7% | 4,3% | 4,4% |
5 | Болезни органов дыхания | 3,6% | 3,6% | 3,7% |
На протяжении последних пяти лет отмечается устойчивая тенденция как снижения числа умерших в трудоспособном возрасте - 3041 человек (2010 год - 3262; 2009 год - 3408), так и доли умерших в трудоспособном возрасте среди всех умерших - 23,8% (2010 год - 23,7%; 2009 год - 25,2%).
Наибольшие показатели в структуре причин смерти лиц трудоспособного возраста по результатам 2011 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ранговое место | Наименование класса | 2011 год | 2010 год | 2009 год |
1 | Болезни системы кровообращения | 34,8% | 34,5% | 32,2% |
2 | Несчастные случаи, травмы и отравления | 27,9% | 28,5% | 29,6% |
3 | Злокачественные новообразования | 16,9% | 15,6% | 16,6% |
4 | Болезни органов пищеварения | 8,7% | 8,4% | 8,5% |
5 | Болезни органов дыхания | 5,1% | 5,1% | 5,4% |
В 2011 году число умерших в трудоспособном возрасте составляет 64,7 на 10000 трудоспособного населения (2010 год - 67,1; 2009 год - 68,1), в том числе: от болезней системы кровообращения - 22,5 (2010 год - 23,2; 2009 год - 21,9); несчастных случаев, травм, отравлений - 18,1 (2010 год - 19,1; 2009 год - 20,1); новообразований - 10,9 (2010 год - 10,4; 2009 год - 11,3); болезней органов пищеварения - 5,6 (2010 год - 5,6; 2009 год - 5,8); болезней органов дыхания - 3,3 (2010 год - 3,4; 2009 год - 3,7).