Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 1995 года N 132

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА 1995 - 2005 ГГ. ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2020 года N 2189

____________________________________________________________________

Рассмотрев проект региональной программы на 1995 - 2005 гг. переселения жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, разработанный Администрацией автономного округа в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 31.03.95 N ВЧ-П 11-09509, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановила:

1. Утвердить региональную Программу на 1995 - 2005 гг. переселения жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (прилагается).

2. Рекомендовать Администрации автономного округа выйти с инициативой в Правительство Российской Федерации о включении отдельной строкой настоящей региональной Программы в Федеральную целевую программу "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и в целях сокращения сроков зачисления платежей просить Правительство Российской Федерации осуществлять финансирование настоящей региональной Программы по счетам Министерства финансов Российской Федерации.

3. Администрации округа разработать механизм реализации данной Программы для всех категорий жителей округа с утверждением на очередном заседании Государственной Думы округа.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Бабина Н.А.

Председатель
Государственной Думы
Ямало-Ненецкого
автономного округа
Н.А.БАБИН





Ямало-Ненецкий автономный округ

АДМИНИСТРАЦИЯ


УТВЕРЖДАЮ:

     
Глава Администрации округа
_______________ Ю.В.Неелов



 ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ


Салехард, 1995 год


 Введение


Ямало-Ненецкий автономный округ. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ является субъектом Российской Федерации. Территория округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Автономный округ входит в административно-территориальные границы Тюменской области. В состав округа входят:

- города окружного подчинения: Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск;

- районы: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.

Значение Ямало-Ненецкого автономного округа определяется его ролью в обеспечении природным газом, газоконденсатом и нефтью России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В общем объеме добычи газа Российской Федерации доля округа составляет 90%. В 1994 году предприятия РАО "Газпром" добыли из недр округа 537,6 млрд. куб. метров природного газа. Извлечено нефти и газового конденсата 37,6 млн. тонн.

Ведутся работы по освоению новых месторождений нефти и газа в западной части округа - Пур-Тазовская группа - и Ямальского полуострова. С вводом новых месторождений добыча газа по прогнозам достигнет 600 млрд. куб. метров в год, а нефти и конденсата - 50 млн. тонн.

По оценкам геологов потенциальные запасы природного газа составляют около 100 трлн. куб. метров, извлекаемые запасы нефти и газового конденсата составляют 10 - 20 млрд. тонн.

Таким образом, имея в виду крупные запасы нефти и газа в регионе, его удобное географическое положение относительно центра России и развитую инфраструктуру нефтяной и газовой промышленности, можно сделать вывод о возрастании роли округа как топливно-сырьевой базы РФ на обозримую перспективу.

С развитием нефтегазовой промышленности появится возможность освоения твердых полезных ископаемых Полярного Урала, где имеется единственное в России и третье в мире по запасам месторождение хромитовых руд. Прогнозные запасы хрома оцениваются в объеме 500 млн. тонн.

Запасы фосфорных руд оцениваются в 600 млн. тонн. К месторождению проведена грунтовая автомобильная дорога.

Для производства буровых работ в качестве утяжелителя буровых растворов используется барит, который в настоящее время закупается за валюту в Турции. Данный минерал имеется вблизи железной дороги Сейда - Лабытнанги. Большая группа месторождений баритов с поверхностным залеганием руд может в полном объеме удовлетворить потребность буровиков в этом материале на ближайшие 50 лет.

Промышленностью округа за I квартал 1995 года произведено продукции в действующих ценах на 3041300,6 млн. руб., что дало увеличение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза. Однако индекс физического объема производства составил 93,7%.

Продолжается спад производства. Из 46 промышленных предприятий округа 26 сократили объем производства.

За I квартал текущего года добыто газа естественного 145,7 млрд. куб. метров; нефти - 7,5 млн. тонн; 1,4 млн. тонн - газового конденсата.

К аналогичному периоду прошлого года добыто меньше: газа естественного - на 0,8 млрд. куб. метров или 0,5%; нефти - на 0,8 млн. тонн (10,1%); на 0,1 млн. тонн или 6,2% - газового конденсата.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился выпуск железобетонных изделий, керамгравия, цемента.

Проблемы региона связаны с моноотраслевой структурой развития промышленного производства округа, базирующейся на добыче нефти, природного газа и газового конденсата при отсутствии мощностей их переработки.

Геологические запасы природой не восполняются, поэтому при истощении месторождений встает вопрос о дальнейшей судьбе крупных городов, построенных газовиками и нефтяниками.

Первыми на очереди по сокращению населения ввиду падающей добычи газа стоят г. Надым, затем Новый Уренгой. Попытка РАО "Газпром" придать городу Надыму статус базового центра для дальнейшего освоения месторождений восточной части округа (Пур-Тазовского нефтегазоносного района) и Ямальского полуострова может на некоторое время отодвинуть проблему, но не кардинально ее решить.

Федеральное правительство заинтересовано в обеспечении бесперебойных поставок нефти и газа из недр округа для народного хозяйства страны и на экспорт. Вместе с тем существование "избыточного" населения в округе ложится тяжелым финансовым бременем на местные и окружной бюджеты, вызывая социальную напряженность в регионе.

Значительно снизился жизненный уровень жителей округа, особенно работников в отраслях, не связанных с добычей нефти и газа. Уровень доходов уже не может компенсировать последствий экстремальных природно-климатических условий. Возрастает нагрузка на социальную инфраструктуру, которая характеризуется низким уровнем обеспеченности жителей округа жилой площадью, высокой степенью ее износа и аварийностью коммунальных сетей. Анализ показателей состояния жилого фонда свидетельствует, что износ существующего жилья в Ямальском районе составляет 40 процентов, в Тазовском - 52 процента, в Приуральском и Шурышкарском - 48, в городах Салехард и Лабытнанги - 45 процентов. Процент временного жилья, нормативный срок службы которого составляет 5 - 8 лет, в Тазовском районе доходит до 48 процентов, в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе - до 20 и 23 процентов соответственно. Недостаточен уровень развития сферы быта, культуры, образования и торговли.

Сооружение более дешевого жилища за пределами округа позволит высвободить часть жилья на территории округа и поможет решить жилищную проблему относительно быстрее и дешевле.

Настоящая Программа разработана в соответствии с рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике по разработке региональной программы переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках Государственной программы строительства на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.


1. Состояние занятости в производственно-экономической сфере Ямало-Ненецкого автономного округа. Перспективы его развития


Численность населения округа в I квартале 1995 года составила 482,3 тысячи человек, из них 399,7 тысячи человек - городское и 82,6 тысячи человек - сельское население.

Переход к рынку, структурная перестройка народного хозяйства вызвали рост безработицы. По состоянию на 1 апреля 1995 года службами занятости населения округа поставлено на учет 7541 граждан, не занятых трудовой деятельностью, из них 6583 получили статус безработного. В их числе 5107 (77,6%) - женщины, 1476 (22,4%) - мужчины.

Численность граждан, зарегистрированных службами занятости, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла в 1,2 раза, а численность безработных увеличилась на 3383 человека (в два раза). Уровень безработицы по округу составляет 2%. В структуре безработных 45% составляют граждане рабочих профессий, 30% - служащие, 25% - другие категории. За первый квартал текущего года выплачено пособие по безработице в сумме более 2,5 млрд. рублей.

В среднем по округу на одно высвобождающееся рабочее место претендуют 4,8 незанятых граждан и 4,2 безработных граждан.

Серьезной проблемой на рынке труда в округе является рост безработицы из числа уволившихся с предприятий и организаций по собственному желанию. Хронические задержки выплаты зарплаты привели к тому, что сегодня в составе безработных 41% (2650) человек, уволенных по собственной инициативе.

По прогнозной оценке численность безработных к концу 1995 года может достигнуть 18 тысяч человек.

Изменение численности работающих и прогноз изменения до 2000 года в разрезе городов и районов округа, а также по отраслям материального производства приведены в таблицах 1.1 и 1.2.

Снижение численности работающих коснется всех отраслей промышленности, за исключением предприятий, непосредственно связанных с добычей газа, газоконденсата и нефти. Наибольший отток трудовых ресурсов наблюдается в строительстве, на транспорте, в геологии и разведке, и данная тенденция сохранится и в прогнозируемом периоде.

Численность безработных, уволенных в связи с высвобождением с предприятий и организаций, на 01.10.94 составила 1863 человека, что составляет 25,4 процента от общей численности зарегистрированных службой занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью. Наибольшее количество таких безработных приходится на г. Ноябрьск - 893 чел. (47,9% от общего количества), г. Муравленко - 573 чел. (30,7%). Всего на 01.10.94 было уволено в связи с сокращением 13087 работников. Из них в г. Ноябрьске - 6004 чел. (45,9%), в г. Муравленко - 4053 чел. (31%), в Пуровском районе - 1207 чел. (9,2%). Обобщенные данные изменения численности не занятых трудовой деятельностью приведены в таблице 1.3.

К числу серьезных социальных проблем относится и скрытая безработица (неполный рабочий день, оплата по минимальным ставкам). Расширяется практика предоставления отпусков по инициативе администраций предприятий без сохранения заработной платы. За девять месяцев 1994 года в целом по округу пользовались отпусками по инициативе администраций предприятий без сохранения заработной платы 7,5 тыс. человек. Число дней отпусков на одного работника, который ими пользовался, составило 36 дней, из них в промышленности - 49, в транспорте - 24, в строительстве - 34, в геологии - 119, в бытовом обслуживании - 20. Использование рабочего времени работников округа приведено в таблице 1.4.

Согласно данным, приведенным в таблице 1.5, только 11% из числа потерявших работу имеют возможность без дополнительных временных и финансовых затрат устроиться на новую работу.


2. Количество и социальный состав граждан, переселяемых в соответствии с окружной Программой. Обеспечение социальной сбалансированности процесса переселения


Окружная Программа переселения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа рассчитывалась для категорий лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1122 от 23.09.92 имеют право на получение государственной финансовой поддержки при строительстве для них жилья на территории РФ.

Характеристика переселяемых в 1995 - 96 годах по окружной Программе граждан приведена в таблице 2.1, из которой видно, что наибольший удельный вес составляют пенсионеры (33%), лица, переселяемые по состоянию здоровья (11%), и лица, отработавшие более 20 лет (17%).

Изменение численности населения региона с прогнозом до 2000 года, приведенное в таблице 2.2, показывает о "старении" населения. Численность людей в возрасте 55 лет и старше увеличивается по прогнозу с 17,4 тысячи человек в 1994 году до 30 тысяч человек к 2000 году.

В течение 1992 - 1994 годов из округа выехало около 80 тысяч человек, причем государственную поддержку из бюджета округа и местных бюджетов в виде компенсаций (оплата проезда и багажа, предоставление жилья за пределами округа) получили 45 процентов выезжающих граждан. Право на получение такой льготы имели 75 процентов выезжающих с территории округа. Распределение выезжающих в разрезе городов и районов округа показано в таблице 2.3.

Распределение по экономическим районам вселения на территории Российской Федерации лиц, выезжающих из округа в разрезе городской и сельской зон вселения, представлено в таблицах 2.4 - 2.6. Приведенные данные показывают, что 27,7 процента желают выехать в Западно-Сибирский экономический район. Далее по количеству желающих переселиться следуют Уральский, Центральный и Северо-Кавказский районы.


3. Основные объемные и структурные характеристики Программы строительства жилья для переселенцев


Объемы строительства жилья в благоприятных для проживания территориях Российской Федерации для граждан, выезжающих из округа, определяемые в окружной Программе, рассчитываются для количества граждан с учетом распределения их на лиц, направляющихся на жительство в города или сельскую местность. Площадь квартир, приходящихся в сельских (усадебного типа) домах на одного проживающего, на 40% больше по сравнению с показателями, характерными для городской застройки.

В окружной Программе рассчитываются следующие показатели в таблицах 3.1, 3.2, 3.3:

- физические объемы строительства жилья в районах въезда, определяемые с использованием строительных норм и правил;

- доли физических объемов строительства в распределении по районам въезда переселяемых.

По объемно-планировочным решениям в структуре строительства жилья предусматриваются преобладания многоквартирных домов городского типа (серии 121, 121Т Тюменского ДСК, серии 83, 86 Свердловского ДСК). Это обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с домами коттеджной застройки и "жесткой" ограниченностью финансовых средств у застройщиков.


4. Подбор района вселения граждан. Создание опорных зон переселения


Выбор районов строительства жилья для переселяемых граждан определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации окружной Программы (Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, администраций городов и районов округа, администраций принимающих территорий и мест вселения, строительных подрядных организаций, выполняющих заказы по Программе переселения, различных категорий населения). Категорийность населения (пенсионеры, лица трудоспособного и нетрудоспособного возраста, социально малозащищенные слои, многодетные семьи) учитывается при подборе объектов строительства жилья.

Объекты строительства жилья для лиц пенсионного возраста подбираются в окраинных "тихих, спокойных" районах урбанизированных городов или поселках городского типа вблизи крупных городов.

На выбор объекта строительства жилья в большей степени влияет развитость социальной инфраструктуры поселения, т.к. удельный вес затрат на развитие и создание инфраструктуры значительно повышает стоимость строительства объекта.

Для лиц трудоспособного возраста рассматриваются объекты строительства жилья вблизи крупных промышленных предприятий, организаций, учреждений или "спальные" микрорайоны с высокоразвитой транспортной схемой.

Для лиц социально малозащищенных, многодетных семей предлагаются варианты переселения в сельскую местность (районные центры), поселки городского типа вблизи земельных угодий исходя из следующих факторов: возможность строительства жилья собственными силами, условие для ведения подсобного хозяйства, относительно низкая стоимость строительства данных объектов жилья.

Выбор района вселения с учетом медико-биологического аспекта координируется со сложившимися направлениями миграции жителей округа. В настоящее время основная масса жителей округа смещается в районы переселения по меридиану в направлении, наиболее благоприятном для адаптации организма (Тюменская, Свердловская, Курганская, Омская области).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»