В прошедшем году Комитетом по делам Севера и малочисленных народов проведен ряд "круглых столов" на темы:
- "О мерах государственной поддержки развития гражданской авиации на Севере Российской Федерации";
- "О совершенствовании нормативно-правового регулирования ответственности субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих освоение природных ресурсов, за социально-экономическое развитие территорий";
- "О мерах по решению задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год, по развитию экономики стратегически важных регионов России - Севера и Дальнего Востока".
В ходе этих мероприятий, проведенных совместно с представителями субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств, были обсуждены и приняты конкретные рекомендации по этим проблемам.
Принято участие в организации и проведении парламентских слушаний на тему "Бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, и проблемы их устойчивого развития". Результатом этих слушаний стали конкретные предложения по повышению уровня бюджетной обеспеченности в интересах северных субъектов Российской Федерации, которые были учтены в бюджете 2006 года.
В числе мероприятий, проведенных в 2005 году, хотелось бы отметить следующие:
- обеспечение и проведение выездного заседания Комитета по делам Севера и малочисленных народов в марте 2005 года в г. Салехарде, где главной темой была проблема ведения экономики традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, с подготовкой решения о государственной поддержке. На нем были приняты рекомендации органам государственной власти Российской Федерации;
- подготовка и организация выезда первого заместителя МВД России А.А.Чекалина и председателя Комитета по безопасности Госдумы России В.А.Васильева в Ямало-Ненецкий автономный округ с целью изучения ситуации в сфере обеспечения безопасности нефтегазового комплекса и подготовки системы мер, направленных на ее защиту.
В результате этих мероприятий новое звучание получили вопросы необходимости принятия срочных мер в области обеспечения безопасности объектов нефтегазового комплекса в Ямало-Ненецком автономном округе. Возрастающие масштабы миграции, отсутствие правовых мер регулирования этих процессов при перемещении потоков из проблемных регионов Юга России на Север дают серьезные основания говорить о реальной угрозе энергетическому центру России. Оперативная обстановка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа остается сложной, что требует принятия решительных мер нормативного текущего и перспективного характера по укреплению антитеррористической безопасности автономного округа.
Министерством внутренних дел России с моим участием был подготовлен подробный доклад по складывающейся ситуации и разработаны конкретные предложения по основным направлениям обеспечения безопасности округа, которые были доложены руководству страны.
В сентябре 2005 года состоялось оперативное заседание Совета Безопасности Российской Федерации под председательством Президента России В.В.Путина, на котором были даны указания федеральным органам власти:
- доработать Федеральный закон "О магистральном трубопроводном транспорте" в части принятия дополнительных мер нормативно-правового характера, направленных на повышение антитеррористической защищенности объектов нефтегазового комплекса;
- дополнить действующее законодательство о привлечении хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, к участию в антитеррористической деятельности.
По итогам заседания всем органам федеральной исполнительной власти, а также министерствам и ведомствам, имеющим отношение к объектам нефтегазового комплекса, были даны конкретные поручения по организации и проведению мероприятий, направленные на обеспечение безопасности объектов нефтегазового комплекса. Эта работа продолжается на всех уровнях до настоящего времени.
Что касается непосредственно Ямала, то проведены организационно-штатные мероприятия с целью повышения готовности подразделений внутренних дел, занимающихся обеспечением безопасности объектов нефтегазового комплекса, создаются дополнительные посты и пункты контроля ГАИ, подразделения патрульно-постовой и миграционной службы для решения этих задач. Внесено предложение об организации работы органов вневедомственной охраны вахтовым методом в местах, наиболее уязвимых для проведения террористических акций.
Главным результатом всех проведенных мероприятий должно быть создание эффективной системы предупредительно-заградительных мер по контролю и ограничению въезда и перемещения по территории округа.