Действующий

О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе (с изменениями на 8 ноября 2019 года)


2. Понятие мониторинга правового пространства в автономном округе, его цели и задачи


В современных условиях значительного усложнения отношений в правовой, экономической, социальной, политической сферах и повышения роли процессов информатизации организация мониторинга правового пространства в автономном округе приобретает особую актуальность. Управлять развитием региона без точной информации о состоянии нормативной правовой системы автономного округа и правоприменительной практики невозможно.


В связи с этим существует объективная потребность поиска новых критериев оценки эффективности законодательства и практики его применения. Именно критерии соответствия правового регулирования системе гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также полноте и качеству правового обеспечения проводимых реформ становятся основополагающими.


Решение этой задачи достигается путем организации и совершенствования системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики, инвентаризации и систематизации всех нормативных правовых актов автономного округа.


В итоговом документе третьей Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики", состоявшейся 30 июня 2005 года в г. Москве, ее участниками было принято решение одобрить работу органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению анализа и прогноза качества федерального и регионального законодательства, особенно регулирующего отношения в сфере важнейших направлений государственной политики, общественной жизни регионов и страны. Органам законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации было предложено развивать сотрудничество в создании единой системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации. Данная рекомендация актуальна и для органов государственной власти автономного округа.


Предназначением мониторинга правового пространства в автономном округе (далее - мониторинг) является установление качественно новой, устойчивой информативной связи между правотворческой деятельностью и ее конечными результатами.


Мониторинг позволит вырабатывать предложения для формирования планов законопроектных работ, для обращения с законодательными инициативами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также для совершенствования деятельности органов исполнительной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе.


Представляется, что мониторинг должен проводиться в режиме постоянного и специально организованного наблюдения за ходом правотворческой деятельности и практикой исполнения нормативных правовых актов автономного округа.


При этом в силу важности поставленных задач мониторинг должен стать обязательной составляющей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа.


В этой связи мониторинг как комплексный, систематический анализ и обобщение информации о состоянии нормативной правовой системы автономного округа и практики правоприменения следует рассматривать как способ выявления и устранения противоречий в законодательстве, заполняемости правового вакуума, а также определения соответствия результатов правового регулирования ожиданиям участников правотворческого процесса.


Целью мониторинга является совершенствование системы принятия и реализации публично-правовых решений и повышение качества принимаемых законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, защита прав и свобод человека и гражданина.


К промежуточным целям мониторинга относятся:


1) систематизация законодательства автономного округа;


2) выявление пробелов и коллизий, противоречий, устаревших и недействующих норм;


3) определение глубины правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметам ведения Российской Федерации, предметам ведения субъектов Российской Федерации;