Недействующий

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (с изменениями на: 16.07.2009)


IV. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа


4.1. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа организуется и проводится в целях выявления, анализа и оценки влияния нормативного правового акта автономного округа на системность и целостность правового регулирования общественных отношений, на характер и степень правовой защищенности участников правоотношений, на объем или степень реализации прав, обязанностей, полномочий граждан, организаций, органов государственной власти, государственных или муниципальных служащих, иных лиц, а также в целях прогнозирования и планирования основных направлений совершенствования нормативной правовой системы автономного округа.

(в ред. распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.07.2009 N 79-Р)

4.2. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа позволяет решить следующие задачи:

выявить нормативные предписания, изменение которых способно существенно повысить эффективность правореализационной деятельности;

установить возможные правовые, организационные, информационные средства повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

гармонизировать правовое регулирование общественных отношений и потребности правоприменительной практики, а также системное взаимодействие между нормативными правовыми актами автономного округа;

обеспечить учет наилучшей практики правового регулирования определенных групп общественных отношений на федеральном уровне и в других субъектах Российской Федерации в правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа.

4.3. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа (отдельных нормативных положений, совокупности нормативных правовых актов автономного округа) осуществляется по следующим основным направлениям:

а) эффективность нормативного регулирования и обеспечение баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, а также степень или объем реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов;

б) эффективность установленных процедур реализации государственных полномочий, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг;

в) эффективность юридических запретов, юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения, в том числе их соответствие характеру нарушений и целям их предупреждения, пресечения и наказания;

г) эффективность предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных форм и механизмов деятельности, в том числе их соответствие характеру правоотношений;

д) эффективность организационных и юридических форм и механизмов контроля за надлежащей реализацией прав, обязанностей, полномочий.

4.4. В зависимости от предмета правового регулирования нормативного правового акта автономного округа, а также его места в нормативной правовой системе автономного округа могут быть выделены специальные направления мониторинга эффективности, учитывающие особенности правового положения участников правоотношений, характер реализуемых ими прав, обязанностей и полномочий, правовые и организационные формы реализации нормативных предписаний.

При этом субъект мониторинга обязан указать индикаторы специальных направлений мониторинга эффективности и соответствующие им показатели, характеризующие наличие или отсутствие роста эффективности действия нормативного правового акта автономного округа.

(в ред. распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.07.2009 N 79-Р)

4.5. Об эффективности нормативного регулирования и обеспечении баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, а также степени или объеме реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов свидетельствуют следующие индикаторы:

а) отсутствие необходимости для граждан и организаций в целях реализации своих субъективных прав, обязанностей и законных интересов обращаться в многочисленные органы или организации либо получать согласования в многочисленных инстанциях, при этом их количество несоизмеримо с содержанием тех благ (ценностей), которые гражданин или организация желают приобрести (реализовать);

б) возложение на граждан и организации юридических обязанностей в объеме, не превышающем тот уровень, который необходим для обеспечения надлежащей реализации субъективных прав и свобод либо контроля за их осуществлением;

в) отсутствие необходимости для граждан (организации) представлять значительный по объему перечень документов, информации, для сбора которых необходимо затратить большое количество времени, при этом часть документов вполне может быть получена органом (должностным лицом) самостоятельно, путем направления запросов в органы и организации, располагающие требуемыми документами и информацией;

г) отсутствие в нормативном правовом акте значительного количества запретов и ограничений при осуществлении отдельных видов деятельности, формальное соблюдение которых чрезвычайно затруднительно и не согласуется с целями правового регулирования данной группы общественных отношений.

Показателями, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности обеспечения в нормативном правовом акте автономного округа баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, являются:

- количество лиц, реализовавших субъективные права и обязанности, предусмотренные нормативным правовым актом автономного округа;

- количество граждан и организаций, удовлетворенных установленной процедурой реализации прав и обязанностей.

Показателями, по которым динамика снижения свидетельствует об эффективности обеспечения в нормативном правовом акте автономного округа баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, являются:

количество жалоб граждан и организаций, поступивших в связи с реализацией предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа прав и обязанностей;

количество споров, вызванных злоупотреблениями со стороны граждан и организаций своими правами и обязанностями.

4.6. Об эффективности установленных процедур реализации государственных полномочий, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг свидетельствуют следующие индикаторы: