ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 июня 2011 года N 320-РП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА


В целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.

2. Опубликовать настоящее распоряжение в окружных средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кугаевского А.Н.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН

     




Утверждена
распоряжением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 июня 2011 года N 320-РП



 КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одной из основных целей государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе рассматривается устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения. Основным документом стратегического развития Ямало-Ненецкого автономного округа - Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года, утвержденной постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2008 года, одним из приоритетов социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) также определено развитие сельского хозяйства, повышение уровня жизни сельского населения. На основе данных федеральных и региональных стратегических ориентиров разработана Концепция социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса автономного округа до 2020 года (далее - Концепция).

Осуществление стратегических социально-экономических преобразований в автономном округе требует обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, в связи с чем предопределена актуальность разработки Концепции и обусловлена ее практическая значимость.

Автономный округ - это наиболее динамично развивающийся регион в стране. По ресурсному и промышленному потенциалу он занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации, расположенных в зоне Севера. Это одна из немногих территорий России, где наблюдается увеличение численности сельского населения.

Однако даже в этом самодостаточном регионе, являющемся одним из островов социального и экономического благополучия в стране, положительные сдвиги в хозяйственном развитии происходят на фоне невысокого уровня и качества жизни сельского населения, заметного отставания сел региона от городских поселений по уровню развития социально-бытовой инфраструктуры и инженерного обустройства.

Настоящая Концепция основана на комплексном интегральном подходе к развитию села как социально-территориальной подсистеме общества и нацелена на разработку механизмов устойчивого развития сельских территорий автономного округа.

Политика устойчивого социально-экономического развития сельских территорий становится в настоящее время важным направлением российской экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Осуществление политики устойчивого социально-экономического развития сельских территорий на региональном уровне требует преодоления узкоотраслевого подхода к решению проблем села, для чего необходима межведомственная координация и обеспечение взаимодействия региональных органов исполнительной власти в области устойчивого развития сельских территорий.

В соответствии с требованиями технического задания в настоящей Концепции выполнен анализ современного состояния и тенденций развития сельских территорий, разработана основа устойчивого социально-экономического развития сельских территорий автономного округа, определены основные направления и механизмы реализации политики устойчивого социально-экономического развития сельских территорий автономного округа.


I. Основные термины и понятия


В настоящей Концепции используются следующие основные термины и понятия:

коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации");

межселенные территории - территории, находящиеся вне границ сельских или городских поселений (Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

общины коренных малочисленных народов Севера - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");

сельские территории (сельская местность, село в широком смысле) - территории за границами городских населенных пунктов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории;

сельские населенные пункты - места проживания (села, деревни, поселки), отнесенные независимо от людности к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в автономном округе;

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов: поселков, сел, деревень и других сельских населенных пунктов;

сельское население - постоянные жители всей совокупности сельских населенных пунктов;

традиционные виды хозяйственной деятельности - исторически сложившиеся и обеспечивающие устойчивое природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов, а также способы ведения натурального домашнего хозяйства, изготовления предметов быта и промысла, свойственные коренным малочисленным народам Севера (оленеводство, звероводство, охотпромысел, рыболовство, переработка пушно-мехового сырья и иные);

устойчивое развитие сельских территорий автономного округа - гармоничное сочетание экономического и социального развития, ориентированное на этносохраняющее развитие традиционных отраслей, воспроизводство человеческих ресурсов, повышение качества трудовых ресурсов, обеспечение полной и продуктивной занятости трудоспособного населения, рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала села, повышение уровня и качества жизни сельского населения, развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов, сохранение и развитие на основе новых технологий традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

фактория - специализированное предприятие или организация, созданное в местах традиционной производственной деятельности и проживания коренных малочисленных народов Севера, предназначенное для приема, накопления, первичной обработки, хранения и подготовки к транспортировке продукции производства традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, обеспечения представителей этих народов товарами и услугами, необходимыми для их жизнедеятельности, а также для проживания обслуживающего персонала.


II. Факторы, тормозящие устойчивое развитие сельских территорий автономного округа


Современное социально-экономическое состояние сельских территорий автономного округа определяется активным развитием базового сектора региональной экономики - нефтегазодобычи, участием сельского населения в реформировании различных сфер жизни в соответствии со стратегическими установками настоящей Концепции.

Современная социально-экономическая ситуация на селе в автономном округе по-прежнему остается напряженной, вместе с тем имеют место положительные тенденции в ряде отраслей агропромышленного комплекса. Наиболее важным результатом последних 5-ти лет работы отрасли следует считать развитие оленеводства, ориентированного на комплексную переработку продукции, адаптацию рыбохозяйственного комплекса к новым экономическим условиям. В условиях жизни на селе происходят позитивные перемены: в селах автономного округа строятся современные школы, больничные и поликлинические учреждения, современное благоустроенное жилье. В то же время нерешенными остаются важные проблемы сельской экономики и сельской жизни: углубление дифференциации между городским и сельским населением по уровню и качеству жизни, сокращение рабочих мест, дефицит квалифицированной рабочей силы, поляризация развития сельских территорий.

Решение проблем сельских территорий автономного округа и обеспечение их устойчивого развития тормозят следующие факторы.

Изъятие из российского законодательства норм, гарантирующих коренным малочисленным народам Севера особые права как в сфере природопользования, так и в социальной сфере.

Так, из Закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" были исключены нормы о совместном регулировании правового режима владения, пользования и распоряжения землями традиционного природопользования и землями историко-культурного назначения в местах проживания малочисленных народов. Из Закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" вычеркнули норму о налоговых льготах. Из Земельного, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации были изъяты нормы о бесплатном пользовании землями различных категорий для коренных народов. Из Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" - нормы о получении рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства без проведения конкурса.

Отсутствие в федеральных законах норм, регламентирующих сроки их реализации, также приводит к негативным последствиям. С 2001 года до настоящего времени единственный в России закон, содержащий реальный механизм защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, - Закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" - не работает.

Развитие села тормозится отсутствием системы научно обоснованных стандартов обеспечения сельского населения северных территорий России общественными услугами и благами. Данные стандарты должны учитывать особенности расселения и образа жизни сельского населения Севера, определять минимальные социально-экономические обязательства государства и гарантировать сельским жителям реализацию их конституционных прав на жилище, образование, медицинскую помощь, доступ к культурным, торговым, бытовым и другим общественным услугам.

Неконтролируемый рост поголовья оленей приводит к снижению оленеемкости пастбищ и их нехватке. Оптимизация численности поголовья оленей - сложная, потенциально конфликтная задача, но без ее решения невозможно обеспечить устойчивое развитие не только главной отрасли ямальского сельского хозяйства - оленеводства, но и самого традиционного образа жизни коренного населения Севера.

Сельские территории автономного округа постоянно испытывают негативное воздействие, порожденное приоритетным развитием промышленного природопользования. Практика раздельного подхода к вопросам развития сельских территорий и индустриального освоения региона в отрыве от интересов сельского населения не только не отвечает основным положениям концепции устойчивого развития, но и ведет к значительному обострению социально-экологической обстановки в регионе. Промышленное освоение сельских территорий автономного округа сопровождается нанесением значительного ущерба многим природным ресурсам. За последние годы произошло значительное изъятие из использования, а также порча и уничтожение наиболее продуктивных оленьих пастбищ в результате осуществления геологоразведочных работ, освоения и обустройства месторождений, строительства автомобильных и железных дорог. Индустриальное освоение сельских территорий автономного округа неизбежно будет приводить к усилению техногенного воздействия на природную среду Севера, которая и так отличается крайне низкой устойчивостью к антропогенным нагрузкам и очень медленным восстановлением нарушенных промышленным освоением экосистем.

Идеи развития сельских территорий автономного округа в контексте настоящей Концепции устойчивого развития предполагают необходимость обеспечения четкого соблюдения норм экологического законодательства. Промышленное освоение сельских территорий автономного округа должно осуществляться с учетом интересов сельского населения, что возможно только на основе гармоничного сочетания индустриального и традиционного укладов хозяйственной деятельности.

Недостаточное кадровое и информационное обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Требует совершенствования статистическое наблюдение за развитием сельских территорий. Отсутствует информация по важнейшим направлениям социально-экономического развития сельских территорий, так как статистическая информация, как правило, разрабатывается на региональном уровне в разрезе городов и районов, что значительно осложняет проведение анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития сельских территорий. Так, например, отсутствуют такие показатели, как: экономически активное население; численность безработных по методологии МОТ; численность занятых в частном секторе; занятых в домашнем хозяйстве; численность трудовых ресурсов; денежные доходы, расходы и сбережения населения и т.д. Таким образом, статистическая информация не является полноценным источником информации для принятия управленческих решений органами местного самоуправления по вопросам социально-экономического развития сельских территорий.

Отсутствие исследований в области методологии измерения уровня и качества жизни в сельских поселениях особенно критичным является для северных регионов, в состав населения которых входят коренные малочисленные народы Севера, ведущие кочевой образ жизни. Для оценки уровня и качества жизни кочующего населения неприемлем общий подход, с точки зрения которого все кочующее тундровое население относится к числу малообеспеченного населения, хотя, по данным социологических опросов, большинство кочующих оленеводов положительно оценивают свое материальное положение <1>.

     ________________

<1> Попков Ю.В, Тюгашев Е.А. Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный аспект). - Новосибирск - Салехард: Банк культурной информации, 2007 - 184 с., с. 82.

Тюменская область: общество и наука (социально-экономическое и этнокультурное развитие/Под ред. Левашова В.К., Хайруллиной Н.Г. - Тюмень, ТюмГНГУ, 2005. - 778 с., - с. 704.

В администрациях сельских муниципальных образований и сельских предприятиях недостаточно квалифицированных специалистов, готовых решать сложные проблемы социально-экономического развития сельских территорий и аграрно-промышленного комплекса. Наибольший дефицит специалистов сложился в отраслях социальной инфраструктуры: здравоохранении, образовании, культуре.

Традиции государственного патернализма являются тормозом развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, поскольку подавляют самоуправление коренного населения. Политика государственного патернализма в отношении коренного населения порождает иждивенчество, снижает потенциал его конкурентоспособности, не стимулирует появление предпринимателей из числа коренных малочисленных народов Севера. Данная проблема особенно актуальна для представителей коренного населения, перешедших на оседлый образ жизни. С целью сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера целесообразно дифференцировать меры государственной поддержки коренного населения, ведущего кочевой образ жизни, и коренного населения, проживающего в сельских населенных пунктах. При этом необходимо усилить поддержку кочующего населения и оптимизировать социальную защиту коренного населения, ведущего оседлый образ жизни. Преодоление иждивенческих настроений будет способствовать экономической активизации коренного населения и его адаптации к условиям рыночной экономики.

Эволюция налогового и бюджетного законодательства ограничивает финансовую автономию и обеспеченность сельских муниципальных образований. В связи с сокращением перечня налоговых источников местных бюджетов сельские муниципальные образования обречены на дотационность своих бюджетов. Созданные в результате реформы местного самоуправления сельские муниципальные образования оказались лишенными реальных ресурсов, вынуждены действовать в условиях явного недостатка финансовых средств и инфраструктурных ограничений.


III. Основы устойчивого социально-экономического развития сельских территорий автономного округа


      3.1. Условия развития сельских территорий автономного округа в долгосрочной перспективе


      Развитие экономики автономного округа


Стратегическая миссия автономного округа в социально-экономическом развитии Российской Федерации заключается в том, что автономный округ является сырьевым регионом федерального и мирового значения, обеспечивающим устойчивое развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны.

Главной целью деятельности Правительства автономного округа в долгосрочной перспективе является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа.

Приоритетными секторами экономики автономного округа до 2020 года определены нефтегазодобывающий сектор, горная промышленность, электроэнергетика, нефтегазохимия, транспорт и сельское хозяйство.

Базовым сектором экономики региона на долгосрочный период останутся нефте- и газодобыча. В рамках сырьевой модели экономики такое положение сырьевого сектора закрепляет соответствующую хозяйственную специализацию территории и задает определенные рамки социально-экономического развития, в том числе сельских территорий автономного округа.

Сельское хозяйство в экономике автономного округа играет и будет играть достаточно скромную роль. Но эта отрасль выполняет очень важную социальную функцию сохранения и развития традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, обеспечивает занятость старожильческого населения автономного округа.

До 2020 года на территории автономного округа на основе развития базового сектора экономики - нефтегазодобычи - продолжится активное индустриальное освоение сельских территорий. На полуострове Ямал будет создан новый центр газодобывающей промышленности, крупнейший в России и мире, способный обеспечить производство 300 млрд. м3 газа и 20 млн. т нефти и конденсата в год при достижении проектных показателей разработки на протяжении более 50 лет. На полуострове Гыдан планируется проведение масштабных поисково-разведочных работ с целью подготовки ресурсной базы к освоению. На территории Полярного Урала будет создан новый горнодобывающий район в рамках реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". В Надым-Тазовской зоне, главном газодобывающем районе автономного округа и Российской Федерации, будет обеспечена добыча 400 млрд. м3 газа в год. На территории автономного округа в результате реализации Программы комплексного освоения месторождений автономного округа и севера Красноярского края получит развитие транспортно-логистическая и энергетическая инфраструктура, что позволит увеличить добычу жидких углеводородов до 85 млн. т к 2020 году.

На сельских территориях автономного округа до 2020 года будут построены многочисленные инфраструктурные объекты: железные и автомобильные дороги, магистральные и промысловые трубопроводы, объекты энергетики. В связи с активизацией индустриального освоения сельских территорий автономного округа ожидается увеличение техногенной нагрузки на природные комплексы, увеличение масштабов загрязнения окружающей среды.

Демографическая ситуация в автономном округе в долгосрочной перспективе будет неоднозначной: на фоне роста общей численности населения автономного округа произойдет ухудшение его возрастно-половой структуры в сторону существенного увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. Позитивно будет складываться демографическая история коренных малочисленных народов Севера, численность сельского населения коренных малочисленных народов Севера вырастет с 34,8 тыс. человек в 2008 году до 40,9 тыс. человек в 2020 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»