Основной задачей бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, а также повышение прозрачности и открытости бюджетных сведений муниципальных образований Мурманской области.
Приоритетными направлениями формирования межбюджетных отношений будут являться:
- поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов, содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижение рисков неисполнения расходных обязательств;
- содействие повышению качества управления бюджетным процессом и эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне;
- реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.
В 2017 - 2019 годах оказание финансовой поддержки со стороны областного бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования.
Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных статей областного бюджета.
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности местных бюджетов предусмотрена индексация бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), установленной в качестве критерия выравнивания.
Важным направлением совершенствования межбюджетных отношений в 2017 - 2019 годах является повышение эффективности и результативности предоставления межбюджетных трансфертов. Это должно быть обеспечено за счет:
сокращения объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета, распределение которых осуществляется в течение финансового года. Преимущественное распределение межбюджетных трансфертов должно осуществляться законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
ускорения процедуры принятия решений о распределении субсидий и заключения соглашений о предоставлении субсидий, что позволит органам местного самоуправления муниципальных образований своевременно принимать меры по соблюдению условий предоставления субсидий;
сокращения количества и (или) объема субсидий, распределяемых местным бюджетам из областного бюджета, что позволит повысить самостоятельность местных бюджетов в части определения форм и направлений расходования средств, соответствующих целям и приоритетам социально-экономического развития муниципальных образований, а также сократить количество административных процедур, сопровождающих предоставление субсидий. На сумму снижения объема субсидий планируется увеличить объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
повышения ответственности органов местного самоуправления за недостижение установленных показателей результативности предоставления субсидий;
урегулирования порядка возврата из областного бюджета межбюджетных трансфертов, не использованных в отчетном финансовом году.
Приоритетным направлением остается софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по оплате труда работников муниципальных учреждений.
С целью содействия сбалансированности местных бюджетов, подготовки предложений по повышению их сбалансированности и ограничения принятия не обеспеченных реальными доходами расходных обязательств необходимо продолжить согласование финансовым органом Мурманской области местных бюджетов на очередной финансовый год. Муниципальным образованиям необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение условий получения бюджетных кредитов. В этих целях должны быть приняты меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, обеспечено включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие новых расходных обязательств, сокращение неэффективных расходов местных бюджетов, снижение привлечения коммерческих кредитов, сдерживание роста муниципального долга.
От органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой и бюджетной политики, особенно в отдельных муниципальных образованиях, уровень муниципального долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством. В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджетов органы местного самоуправления в целях их минимизации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств. Формирование и исполнение местных бюджетов необходимо осуществлять на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.
На областном уровне будет продолжено проведение:
оценки соответствия параметров местных бюджетов требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям предоставления межбюджетных трансфертов;
мониторинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях;
оценки прозрачности деятельности муниципальных образований по управлению общественными финансами, в том числе на основе ведения рейтингов финансовой прозрачности.
В целях содействия населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления, роста социальной активности граждан и снижения иждивенческих настроений предполагается разработка проекта поддержки местных инициатив. В рамках проекта будет осуществляться финансовая и организационная поддержка совместных инициатив (микропроектов) населения и органов местного самоуправления, направленных на решение приоритетных социальных проблем местного уровня.