Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2009 - 2011 ГОДЫ


      I. Общие положения


Важнейшей составляющей социально-экономического развития Ставропольского края является эффективная кадровая политика, оперативно реагирующая на социальные и экономические преобразования в обществе и учитывающая такие факторы, как продуктивная добровольная занятость населения, регулируемость и гибкость рынка труда, экономическая активность населения, конкурентоспособность и мобильность рабочей силы, конструктивное социальное партнерство и высокий кадровый потенциал.

В условиях укрепления государственности и усложнения задач, решаемых на региональном и местном уровнях, государственная кадровая политика и практика ее реализации приобретают новое содержание, состоящее в усилении мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создании эффективного механизма взаимовыгодных отношений на рынке труда.

Учитывая, что личный успех в трудовой сфере деятельности (как непременное правило каждого экономически активного цивилизованного человека) зависит не только от врожденных, но и от приобретенных и выработанных качеств и способностей, позволяющих каждому работнику положительно влиять на трудовые процессы, реализация интеллектуальных, профессиональных, творческих и личностных качеств работников должна быть рациональной, а кадровые процессы различных уровней - максимально организованы, упорядочены и обоснованы.

Одной из наиболее сложных задач, стоящих перед руководителем любого уровня, является правильный подбор профессионально подготовленных, конструктивно мыслящих работников, обладающих навыками разработки и продвижения созидательных социальных и экономических проектов. От того, какие управленческие технологии используются в работе с кадровым составом, во многом зависят эффективность государственного и муниципального управления, достижение социально-экономических успехов в деятельности предприятий, учреждений, организаций всех отраслей и форм собственности и в целом Ставропольского края. Важно не только не допустить снижения профессионального уровня кадров в Ставропольском крае, но и добиться его наращивания, обогащения, максимально рационального использования трудовых ресурсов, поскольку от уровня профессиональной компетентности, деловых качеств, созидательной активности работников и их инновационного подхода к делу в решающей степени зависит динамизм социально-экономического развития и уровень жизни населения Ставропольского края.

Вместе с тем, как свидетельствует кадрово-управленческая практика, подход к работнику по-прежнему остается потребительским. Немногие организации в работе с персоналом практикуют культивирование новых служебно-трудовых отношений, связанных с развитием интеллектуального, профессионального и культурно-нравственного потенциала кадров как важнейшего капитала любой организации, что ведет к росту дефицита высококвалифицированных работников всех уровней.

Государственное регулирование трудовых отношений и вопросов управления персоналом фактически не имеет эффективных механизмов. Как результат - безработица и неполная занятость, текучесть кадров, незаинтересованность работодателя в подготовке квалифицированных специалистов для своих организаций. Требуют дальнейшего развития правовые и организационные основы, обеспечивающие гражданам условия для свободного использования и распоряжения их профессиональными способностями, а также гарантии для социальных групп, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

С учетом сложившейся кадровой ситуации в Ставропольском крае разработка эффективной системы формирования, рационального использования и управления трудовыми ресурсами, регулирования рынка труда и развития высокопрофессионального кадрового потенциала приобретает особую актуальность, а степень сложности выполнения данной задачи определяют многоаспектность кадровой проблемы, необходимость учета и использования мер организационно-управленческого, социально-экономического и правового характера, а также необходимость применения новых подходов, методов и технологий.

Концепция кадровой политики в Ставропольском крае на 2009 - 2011 годы (далее - Концепция) представляет собой совокупность целей, задач и принципов, а также систему мер и методов действий субъектов кадровой политики по регулированию кадровых процессов и отношений, определяет основные направления работы с трудовыми ресурсами, пути их рационального использования, развития кадрового потенциала и ориентирована на интенсивное социально-экономическое развитие Ставропольского края.

Концепция направлена на обеспечение конституционного права граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирая род деятельности и профессию, стимулирование развития высокопрофессиональной личности, создание правовых, экономических и организационных условий для повышения эффективности функционирования рынка труда и занятости населения Ставропольского края, качественное изменение взаимодействия субъектов и объектов кадровой политики.

Механизм реализации Концепции предполагает эффективное и органичное взаимодействие всех субъектов кадровой политики, основанное на принципах социального партнерства и принятия ими единых правил и подходов в реализации кадровой политики на всех уровнях управления.

В Ставропольском крае кадровую политику осуществляют:

Губернатор Ставропольского края - определяя основные направления и содержание кадровой политики, организации государственной гражданской службы Ставропольского края (далее - гражданская служба) и муниципальной службы в Ставропольском крае (далее - муниципальная служба), а также принимая решения по важнейшим вопросам кадровой политики;

совет по кадровой политике при Губернаторе Ставропольского края - координируя деятельность и обеспечивая организационное взаимодействие органов государственной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края (далее - органы государственной власти) и других субъектов кадровой политики различных уровней (совет создается (образуется) Губернатором Ставропольского края);

Правительство Ставропольского края - определяя механизм реализации кадровой политики и формируя стратегию управления качеством трудовых ресурсов, гражданской и муниципальной службой, осуществляя разработку и внедрение нормативного правового обеспечения развития кадрового потенциала Ставропольского края;

органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) - решая задачи организационного, научно-методического, информационно-аналитического и прикладного обеспечения кадровой политики, проводимой Губернатором Ставропольского края;

хозяйствующие субъекты производственной и непроизводственной сфер деятельности всех форм собственности - реализуя комплексную систему работы с кадрами на основе принципов и требований к их отбору, подготовке и перемещению, а также управлению персоналом организаций;

образовательные учреждения - обеспечивая подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в Ставропольском крае.

Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в Ставропольском крае по вопросам реализации кадровой политики, в том числе согласование кадровых решений в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории Ставропольского края, и органах государственной власти осуществляется в рамках положений о правовом регулировании по предметам совместного ведения, определенных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.

Основные термины и понятия, используемые в Концепции:

безработные граждане - трудоспособные граждане, которые не имеют постоянной работы и заработка, зарегистрированные в органах государственной службы занятости с целью поиска подходящей работы и готовые приступить к ней;

востребованность кадрового потенциала - формирование благоприятных условий развития трудовых ресурсов, предполагающее рациональное использование их профессиональных способностей (знаний, опыта) и актуализацию скрытых возможностей в целях эффективной профессиональной деятельности;

государственная кадровая политика - стратегия государства по формированию, развитию и рациональному использованию кадрового потенциала общества, система официально признанных целей, задач, принципов и приоритетов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений;

кадровый потенциал - совокупная способность человеческих трудовых ресурсов общества к труду, службе, исполнению должностных обязанностей; кадровый потенциал включает в себя как кадровый состав работающих, так и кадровый резерв, потенциально готовый к включению в служебно-трудовой процесс;

кадровые технологии - система последовательных, взаимосвязанных приемов, способов и средств, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала в соответствии с целевыми ориентирами организации; средства управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающие достижение целей организации и ее эффективное функционирование;

объект кадровой политики - профессионально подготовленная часть трудовых ресурсов общества, занятая в сфере деятельности, относящейся к компетенции субъекта кадровой политики, на которую направлена предметно-практическая деятельность субъекта кадровой политики: кадры, их отдельные категории и группы, кадровые отношения, кадровые процессы и механизмы управления ими. Для каждого типа объектов кадровой политики целесообразна разработка соответствующей системы кадровой работы;

субъект кадровой политики - активный участник кадровых процессов, субъект социального управления, осуществляющий через кадры целенаправленное воздействие на социально-трудовые отношения. Субъектами кадровой политики в Ставропольском крае являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; образовательные учреждения Ставропольского края; общественные организации Ставропольского края; государственные и муниципальные учреждения и предприятия Ставропольского края; предпринимательские структуры и иные самостоятельные хозяйствующие субъекты реального сектора экономики Ставропольского края;

трудовые ресурсы - трудоспособная часть населения, которая обладает физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности в процессе производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовые ресурсы состоят из двух основных категорий:

первая - экономически активное население: часть населения, занятая экономической деятельностью в различных отраслях экономики и безработные, стремящиеся найти работу;